1. История создания романов Г. Флобера «Госпожа Бовари» и Л. Н. Толтого «Анна Каренина». Женские образы в романах Г. Флобера Госпожа Бовари и Л. Н. Толстого Анна Каренина

Обновлено: 02.10.2022

Французский реализм 19 столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап - становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х - 40-е годы) - представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака.

Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера - наследника реализма стендалевско-бальзаковского типа и предшественника “натуралистического реализма” школы Золя. Первое произведение, отразившее миропонимание и эстетические принципы зрелого Флобера - “Госпожа Бовари” (1856), которому писатель отдал пять лет наряженного, мучительнейшего труда.

Критики единодушно подчеркивали случайность поводов, послуживших Флоберу стимулом к созданию романа. По словам самого Флобера, он начал обдумывать “Госпожу Бовари” совсем в ином плане, чем тот, который получился в окончательной редакции. Сначала, по собственным признаниям писателя, он мыслил сделать свою героиню девственницей, которая живет в провинциальной среде, стареет от огорчения и доходит до крайнего мистицизма в мечтах по воображаемой страсти. Героиня рисовалась ему носительницей мистически взвинченных чувств, человеком, целиком ушедшим в свой внутренний мир. Но Флобер по совету друзей взялся за более реалистический сюжет, основой для которого послужила история Деламара, врача из Ри, известного в семье Флобера. Супружеские несчастья Деламара (неверность жены) занимали любителей сплетен; соблазненная, а затем брошенная любовником, жена Деламара отравилась. Так было положено начало роман “Госпожа Бовари”. Французские исследователи считают, что “роман следовал действительности в ее мельчайших проявлениях”.

Естественно, самые существенные изменения претерпел главный персонаж. Флобер говорил: я придумаю героиню, женщину, которая встречается чаще других. В романе мы видим Эмму - мечтательную провинциалку, которую окружает совершенно реальная среда. Флобер не зря дал своему роману подзаголовок “провинциальные нравы”. Заставив свою героиню жить в мещанской среде, Флобер перенес внимание на ту действительную жизненную основу, которая с необходимостью порождает у героини иллюзии, надежды и желания и приводит ее к катастрофе. Вместо “экспериментирования” над искусственно изолированным от жизни человеческим сознанием, он написал книгу, исполненную необычайной силы проникновения в общественную психологию своего времени. Флобер изобразил среднего героя, такого, которого встречаешь на каждом шагу в ежедневном существовании. Он искал сюжета обыденного и трагического в одно и то же время: ведь только в таком романе он сможет показать свою эпоху, так как специфической ее особенностью была пошлость. То есть Флобер возвращается к проблеме, открытой еще Бальзаком. Показать специфику современности - значит, показать ее пошлость, следовательно типично современный роман должен стать трагедией пошлости.

Л. Н. Толстой вошёл в литературу как писатель-психолог. После окончания “Войны и Мира” Л. Н. Толстой продолжает интересоваться историей декабристов, затем, увлекаясь событиями начала XVIII века, думает писать исторический роман об эпохе Петра I. И вот во время обдумывания различных творческих планов возникает перед взором писателя образ его будущей героини. “Это было так же, как теперь, - передает рассказ Л. Н. Толстого мемуарист Истомин, - после обеда я лежал один на этом диване и курил. Задумался ли я очень или боролся с дремотой, не знаю, но только вдруг передо мною промелькнул обнаженный женский локоть изящной аристократической руки. Я невольно начал вглядываться в видение. Появилось плечо, шея, и, наконец, целый образ красивой женщины в бальном костюме, как бы просительно вглядывавшейся в меня грустными глазами. Видение исчезло, но я уже не мог освободиться от его впечатления, оно преследовало меня и дни, и ночи, и, чтобы избавиться от него, я должен искать ему воплощения”.

Писателя увлекла “мысль семейная”, и он поведал своей жене, что ему представляется тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. “Он говорил, задача его сделать эту женщину только жалкой, и не виноватой…” - записала в своем дневнике С. А. Толстая. В 70-е годы Л. Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна Степановна Пирогова. Незаконная жена соседнего помещика Бибикова. Семья Толстых хорошо знала погибшую женщину, и ее трагическая судьба нашла отзвук в романе “Анна Каренина”. Так возник роман «Анна Каренина».

Толстой работал над новым романом более четырех лет - с 1873 по 1877год. Выдвинутая поначалу тема семьи оказалась связанной с общественными, социальными, философскими вопросами; произведение разрослось до большого социального романа, в котором отразилась современная писателю жизнь. Менялся план романа, расширялись его сюжет и композиция, менялись герои и их имена. Анна Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало похожа на свою предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к редакции Толстой духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал ее, делал ее все более привлекательной. Образы ее мужа и Вронского (в первых вариантах он носил другую фамилию) изменялись в обратном направлении, то есть духовный и нравственный уровень их снижался.

Толстой строил роман “Анна Каренина” в двух планах: обличения городской жизни и буржуазной культуры (линия Анны - Каренина - Вронского) и изображения патриархально-усадебной жизни (линия Левина - Кити).

Роман произвел необыкновенно сильное впечатление на современников. Реакционных критиков напугала в романе суровая правда, с которой писатель показывал русскую жизнь той поры со всеми её острыми противоречиями. Их напугало резкое осуждения той «нечестной действительности» в которой живут, страдают, борются, мучаются и гибнут такие прекрасные люди, как героиня романа Анна Каренина. Их напугал беспощадно яркий свет, направленный художником на ту сторону жизни буржуазно-дворянского общества, о которой сами они предпочитали умалчивать, - о семейной теме романа.

«Анна Каренина» начинается словами: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И дальше: «Всё смешалось в доме Облонских». Потом мы видим ещё более несчастливую семью - Карениных. На наших глазах создаётся и рождается третья такая же, лишенная покоя и счастья, семья - Анны и Вронского.

В романе показано, как в этот период жило русское общество, как ломались «старые устои», утвердившиеся за долгие годы крепостничества.

«Романтическая и трагическая история Эммы Бовари»

Жанр социально-бытового романа всегда был популярным, поскольку изображал обычные человеческие характеры среди знакомых картин быта и поднимал социальные проблемы. Но Флобер в своем произведении «Мадам Бовари» немного расширил границы обычного социально-бытового романа. Показывая жизнь и быт жителей маленьких провинциальных городков, писатель не остается на уровне быта. Автор обобщает и анализирует определенный социальный тип. Жизнь и страдание Эммы Бовари Флобер изображает не как сугубо отдельную трагедию женщины, которая мечтала лишь о любви и не находила ее. Автор изображает жизнь героини на фоне важных социальных сдвигов, которые остались в поведении и характерах главных героев.

Именно Эмма в какой-то мере становится жертвой романтических иллюзий, которые прививало ей общество. Тем не менее время ее прошло, все в мире изменялось. И романтические представления о мире постепенно становятся неуместными, смешными, хотя это и приводит временами к трагедии. Эмма хочет видеть в окружении красоту души, высокие чувства. Но ни один из мужнин, которых она любила, не желал подражать выдуманному ею идеальному образу. Они весьма будничные, чтобы понять стремление женщины к святой любви.

Таким образом, трагедия Эммы изображена не как бытовая драма женщины, которая потеряла веру в свою жизнь, а как социальная трагедия человека, который не находит защиты в обществе. Ведь сама общественная жизнь порождает те проблемы, которыми проникается Эмма. Современное ей общество будто запрограммировано быть прагматическим, пренебрегая человеческими чувствами во имя денег, карьеры. Поэтому Эмме и судилось счастье.

Итак, Флобер создал роман нового типа, в котором подверг анализу основы общества, его моральные принципы и пути развития. А бытовые проблемы Бовари, обрисованные без преувеличений и обострений, помогают понять важность влияния общества на жизнь человека.

Роман «Мадам Бовари» Г. Флобер писал свыше четырех лет. Это роман о провинциальных характерах», как сказано в подзаголовке. Рассказав об истории супружеской измены в семье Шарля Бовари, об увлечении его жены Эммы Бовари и о ее самоубийстве на почве сердечных и жизненных разочарований, Флобер описал настоящую историю доктора Деламара и его жены, что жили возле Чина. Однако роман представляет собой социально-философское осмысление действительности. Мистический городок Йонвиль, где происходят события, символизирует всю Францию.

Духовная драма Эммы - в безвыходном конфликте ее мечты и действительности, между грядущим Эмме монастырским воспитанием, чтением романтической литературы и буржуазной будничностью, в которой она живет.

Флобер прекрасно характеризует свою героиню такими словами: «Из всякого события ей надо было вытянуть будто личную пользу, и все, что не давало непосредственной пищи ее сердцу, она отбрасывала, как ничтожество. Натура у нее была не столько корыстная, сколько сентиментальная, она искала не картины, а эмоции».

В тринадцать лет Эмма воспитывалась в монастыре урсулинок. Здесь она записывала и читала любовные романы и верила, что, подобно их героиням, ее ждет возвышенная, красивая любовь. Романы о любви, где рассказывалось о рыдании и клятвах при месяце, наложили отпечаток на впечатлительное и чувствительное сердце девушки, «быв женой Шарля, Эмма поверила, что в конце концов «замечательное чувство, которое она до сих пор представляла себе в виде райской птицы, которая кружит в сиянии прекрасного неба, взлетело к ней». Но мужчина оказался серым и будничным, в нем, за представлением Эммы, не было ничего рыцарского: он не умел ни фехтовать, ни стрелять, язык его был «плоский, как панель». Шарль же обожествлял свою жену: «Весь мир замыкался для него в пределах шелковистого обхвата в сукно. Все более чаще Эмма думала, что на месте Шарля мог бы оказаться другой человек, более достойный и интересный. Однажды серость ее жизни была затронута мужчиной, он пригласил на балл к своему родительному замку маркиз д’Андервилье. Этот сердцеед оставил в душе Эммы неизгладимый след. Роскошные залы, элегантные дамы, изысканные кушанья, запах цветов - все, как в романах! Но мужу все это было неинтересно. А Эмме так хотелось, чтобы имя Бовари приобрело популярность, чтоб его знала вся Франция!

Провинциальный городок Йонвиль, куда переехало супружество Бовари, было не для Эммы: там ходили сплетни о всех, и ничья жизнь не была тайной. Главной выдающейся памяткой города была аптека господина Оме, лицо которого отбивало ничего, кроме самовлюбленности, торговец тканями Лере, местный священник и еще несколько человек. На этом фоне удобно отличался молодой помощник нотариуса Леон Дюпюи, не лишен «высоких интересов». Эмма и Леон сразу ощутили друг в друге родную душу. Общество Леона скрашивало одинокость Эммы. После отъезда Леона к Руану госпожой Бовари овладела скука, ничто не радовало ее в этой серой жизни, где нет праздников. Даже маленькая дочь бесила ее. И в настоящее время в ее жизни появился еще один мужчина - богатый помещик, 34-летний холостяк Родольф Буланже. Опытный ловелас, он быстро добился любви Эммы, и в скором времени «пряча лицо, все в слезах, она безвольно отдалась ему. Теперь жизнь ее приобрела содержание, и содержание это было в свиданиях с Родольфом .Но Родольфу уже начинала надоедать их связь, его беспокоила неосторожность Эммы, бесили ее прихотливость и сентиментальность. И вдобавок у Эммы созрела навязчивая идея выехать с ним навсегда с Йонвиля. Однако ее ждал удар: Родольф не собирался брать на себя такое бремя. Все надежды Эммы разбились за один миг! Еще один удар нанес ей Леон, с которым она встретилась через три года после разлуки. Это уже был не тот боязливый, стеснительный мальчик, которого она знала. Дела у Леона шли успешно, он вел себя уверенно и знал заранее, что обольстит Эмму. Но связь с замужней женщиной могла повредить его карьере, и Леон стал подумывать о том, чтобы порвать с Эммой. Возможность случилась, когда Эмма обратилась к нему за финансовой помощью. Дела семьи Бовари шли совсем плохо. Шарль был в долгах, и все его имущество выставили на продажу. Эмма бросилась за помощью к Родольфу, но тот холодно заявил: «У меня нет таких денег, госпожа». В отчаянии, утомившись от обманов, пережив трудные разочарования, Эмма отравилась, решив таким способом все свои жизненные проблемы.

Но трагедия Эммы Бовари выходит за пределы ее личной драмы. Порочная ли сама по себе Эмма Бовари? Думаю, что нет. «Все преступления и все измены своим возникновением обязаны слабости. И потому они заслуживают жалости». Касается ли это Эммы Бовари? Думаю, что так, тем более, что человеческие качества ее любимых мужчин были не высочайшими. А у самой Эммы не было иммунитета против вульгарности, о которой В. Набоков говорил: «Вульгарность - это не то, что откровенно плохо, а то, что притворно, фальшиво важно, фальшиво хорошо, фальшиво умно, фальшиво красиво».

Трагедия этой женщины и в том, что она не стремится вырваться из этой жизни, как, например, Нора Г. Ибсена. Мадам Бовари ушла из жизни, ее похоронили… Горе Шарля было большим и искренним. В скором времени, ни на что не надеясь, он умер, сжимая в руке прядь черных волос Эммы… Родольф, который, лишь бы скоротать время, весь день слонялся лесом, спокойно спал в своем замке; спал у себя и Леон. Так закончилась романтическая и трагическая история Эммы Бовари, история, которая нередко случается, когда романтические представления о жизни вступают в конфликт с непривлекательной будничностью.

Мадам Бовари

«Мадам Бовари» (фр. Madame Bovary ; Госпожа Бовари) — роман Гюстава Флобера, впервые напечатанный в 1856 году. Считается одним из шедевров мировой литературы.

Главная героиня романа — Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни. Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа — в деталях и формах подачи сюжета. Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.

Роман печатался в парижском литературном журнале «La Revue de Paris» с 1 октября по 15 декабря 1856 года. После опубликования романа автор (а также еще двое издателей романа) был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года. Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. В настоящее время он считается не только одним из ключевых произведений реализма, но и одним из произведений, оказавшим наибольшее влияние на литературу вообще.

Согласно проведённому в 2007 году опросу современных популярных авторов, роман «Мадам Бовари» является одним из двух величайших романов всех времён (сразу после романа Льва Толстого «Анна Каренина») [1] . Тургенев в своё время отозвался об этом романе, как о самом лучшем произведении "во всем литературном мире".

Содержание

Сюжет


Шарль Бовари, закончив колледж, по решению матери начинает учиться медицине. Однако он оказывается не очень смышлён и только природная старательность и помощь матери позволяет ему сдать экзамен и получить место врача в Тосте — провинциальном французском городке в Нормандии. Стараниями матери же он женится на местной вдове, малопривлекательной, но обеспеченной женщине, которой уже за сорок. Однажды, отправившись по вызову к местному фермеру, Шарль знакомится с дочерью фермера, Эммой Руо, симпатичной девушкой, к которой у него возникает притяжение.

После смерти жены Шарль начинает общаться с Эммой и через какое-то время решается попросить её руки. Её давно овдовевший отец дает согласие и устраивает пышную свадьбу. Но когда молодые начинают жить вместе, Эмма очень быстро понимает, что не любит Шарля. Однако он её любит и по-настоящему с ней счастлив. Она тяготится семейной жизнью в глухой провинции и, в надежде что-то изменить, настаивает на переезде в другой город. Однако это не помогает, и даже рождение ребёнка, девочки, ничего не меняет в её отношении к жизни.

Однако на новом месте она встречает поклонника, Леона Дюпюи, с которым у неё возникают отношения, пока платонические. Но Леон мечтает о столичной жизни и через некоторое время уезжает в Париж. Через некоторое время Эмма знакомится с Родольфом Буланже, весьма состоятельным человеком и известным ловеласом. Он начинает за ней ухаживать и они становятся любовниками. В время этой связи она начинает влезать в долги и тратить деньги без разрешения мужа. Отношения заканчиваются, когда она начинает мечтать и готовиться к побегу от мужа за границу с любовником и дочкой. Родольфа не устраивает такое развитие событий и он разрывает связь, что Эмма переносит очень тяжело.

Окончательно отойти от подавленного состояния ей удаётся лишь тогда, когда она снова встречает вернувшегося из столицы Леона Дюпюи, который возобновляет свои ухаживания. Она пытается отказать ему, но не может. Эмма и Леон впервые вступают в связь в нанятой ими для экскурсии по Руану карете. В дальнейшем отношения с новым любовником вынуждают её обманывать мужа, вплетая всё больше и больше лжи в семейную жизнь. Но она запутывается не только во лжи, но и в долгах, наделанных при помощи владельца лавки господина Лере. Это оказывается хуже всего. Когда ростовщик уже не хочет ждать и обращается в суд с целью изъять в счёт долга имущество супругов, Эмма, пытаясь найти выход, обращается к любовнику, к другим знакомым, даже к Родольфу, прежнему любовнику, но безуспешно.

Отчаявшись, она тайком от аптекаря, господина Омэ, берёт в аптеке мышьяк, который тут же принимает. Вскоре ей становится плохо. Ни муж, ни приглашённый знаменитый врач ничем не могут ей помочь, и вскоре Эмма умирает. После её смерти Шарлю открывается правда о количестве наделанных ею долгов, а затем — и о наличии отношений с другими мужчинами. Потрясённый, он оказывается не в силах это пережить и вскоре умирает.

История создания

Идея романа была подана Флоберу в 1851 году. Он только что прочёл для друзей первый вариант другого своего произведения — «Искушение Святого Антония», и был ими раскритикован. В связи с этим один из друзей писателя, Максим дю Кан, редактор «La Revue de Paris», предложил ему избавиться от поэтического и высокопарного слога. Для этого дю Кан посоветовал выбрать реалистичный и даже будничный сюжет, связанный с событиями в жизни обычных людей, современных Флоберу французских мещан. Сам же сюжет был подсказан писателю ещё одним другом, Луи Буйле (именно ему посвящён роман), который напомнил Флоберу о событиях, связанных с семьёй Деламар.

Эжен Деламар учился хирургии под руководством отца Флобера — Ахилла Клефоаса. Не обладая никакими талантами, он смог занять место врача лишь в глухой французской провинции, где женился на вдове, женщине старше его. После смерти жены он встретил молодую девушку по имени Дельфина Кутюрье, ставшую затем его второй женой. Романтическая натура Дельфины не вынесла, однако, скуки провинциальной мещанской жизни. Она начала тратить деньги мужа на дорогие наряды, а затем и изменять ему с многочисленными любовниками. Мужа предупреждали об возможных изменах жены, но он в это не поверил. В возрасте 27-ми лет, запутавшись в долгах и теряя внимание со стороны мужчин, она покончила с собой. После смерти Дельфины мужу открылась правда о её долгах и подробности её измен. Он не смог этого вынести и через год также скончался.

Флоберу была знакома эта история — его мать поддерживала контакты с семьёй Деламар. Он ухватился за идею романа, изучил жизнь прототипа, и в том же году принялся за работу, которая оказалась, однако, мучительно тяжёлой. Флобер писал роман почти пять лет, порой затрачивая на отдельные эпизоды целые недели и даже месяцы. Об этом остались письменные свидетельства самого писателя. Так, в январе 1853-го он писал Луизе Коле:

В другом письме он фактически жалуется:

Уже в процессе работы Флобер продолжал сбор материала. Он сам читал романы, которые любила читать Эмма Бовари, изучал симптомы и последствия отравления мышьяком. Широко известно, что он сам почувствовал себя плохо, описывая сцену отравления героини. Так он вспоминал об этом:

Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенес два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и изверг из желудка весь обед.

В ходе работы Флобер неоднократно переделывал свой труд. Рукопись романа, которая в настоящее время хранится в муниципальной библиотеке Руана, составляет 1788 исправленных и переписанных страниц. Окончательный же вариант, хранящийся там же, содержит лишь 487 страниц.


Практически полная идентичность истории Дельфины Деламар и описанной Флобером истории Эммы Бовари давала повод считать, что в книге описана реальная история. Однако Флобер категорически это отрицал, утверждая даже, что у мадам Бовари нет прототипа. Однажды он заявил: «Госпожа Бовари — это я!» Тем не менее сейчас на могиле Дельфины Деламар, помимо её имени, имеется надпись «Мадам Бовари».

Чем отравилась госпожа бовари

Выйти замуж не напасть, лишь бы замужем не пропасть.

С развитием общества менялся и институт брака. В Европе уже несколько веков супружеский союз перестал быть прерогативой родителей: молодые парни и девушки сами выбирают себе партнера. Только вот правильно ли это? Как сказать, как сказать… Ведь страсть – не лучший советник. Влюбленность тоже. Хотя и устаревшие способы выбора спутника жизни тоже не были залогом успеха. В общем, все дело в том, что нет формулы счастливого брака. И ничего с этим не поделаешь. А потому тема супружеской измены остра и актуальна всегда. Особенно тема женской измены.

Жил-был мальчик Шарль Бовари. Его мама постаралась сделать все, чтобы сын хоть как-то выбился в люди. И стал этот мальчик врачом. Для улучшения его благосостояния родители подыскали ему богатую вдову. Ну и что, что старше его. Ну и что, что он ее не любит. Но Шарлю, можно сказать, повезло. Умерла его женушка довольно скоро и в один миг. А к этому времени доктор Бовари полюбил одну девушку. И скоро после смерти первой жены Шарль снова женился. Ах, как любил он свою новую красавицу жену! Так любил, что и не заметил, как она в нем разочаровалась и стала его потихоньку ненавидеть…

Очень много смешанных чувств вызвал во мне роман «Госпожа Бовари». Вроде бы и жалко несчастную Эмму, которая прожила такую короткую и такую полную печалей жизнь. Но все-таки в большей степени я ее осуждаю, чем жалею. Ведь никто не тянул девушку на аркане замуж за Шарля. И не был врач каким-то ужасным человеком: не скупердяй, не пьяница, не тупица. За что же его так?
Эмма же сосредоточие порока и глупости. Ни хозяйство вести, ни найти себе дело по душе, ни, наконец, обрести счастье в материнстве. Хотя о ребенке вообще и говорить нечего. Больше всего мне жалко именно девочку, которую, благодаря «замечательным» родителям, ожидала судьба совсем не привлекательная. И если были у меня отрицательные чувства к Эмме, то после сцен ее общения с малышкой главная героиня стала вызывать только отвращение.

Шарлю Бовари я, напротив, симпатизировала. Всегда удивлялась, почему таким женщинам достаются замечательные мужья. И что вообще нужно было этой Эмме? Чтобы ее били? Выгоняли из дома, поддерживая этим остроту чувств? Видимо, да. А то ее, видите ли, быт заел. Шарль – любящий и заботливый муж – был скучен его жене. Интересно, какой вообще мужчина смог бы удовлетворить все ее потребности и при этом никогда не надоесть госпоже Бовари.

Любила ли хоть кого-нибудь в жизни Эмма? Думаю, никого кроме себя. Ведь и к обоим ее любовникам она испытывала только временную страсть, обостряемую боязнью быть пойманной и разоблаченной. В общем, жалкое подобие женщины, которая не в состоянии найти себе достойную цель в жизни и обрести мир и спокойствие в хорошей семье с любящим мужем.

Не хочу показаться ханжой, но я осуждаю супружескую измену. Да, мне легко так думать, живя в современном мире, где разводом никого не удивишь. Но если говорить начистоту, я еще как-то, с натяжкой, могу понять людей, которые много лет в браке, имеют детей, и вдруг нашли настоящую любовь всей жизни. И, вроде как, связанный глубокими моральными обязательствами перед своей семьей (хотя о какой морали в таком случае вообще может идти речь?), такой человек решает не разрушать ее, но и порвать с Любовью не в состоянии. Но людей, чей смысл жизни в бесконечных связях на стороне, извините, понять совсем не в состоянии. Поэтому Эмма Бовари мне представляется абсолютной эгоисткой, самовлюбленной дурочкой, идущей на поводу у своих самых низменных желаний. Даже ее маниакальная одержимость и ревность к своим любовникам выдает личность взбалмошную и живущую в своем собственном, придуманном, мире. Более того, местами Эмма мне напоминала сучку, у которой течка (извините за столь грубое сравнение). Ведь поддавшись своим сумасшедшим идеям, госпожа Бовари была готова ради любовника оставить даже дочь на произвол судьбы (что в результате она и сделала, только ради своего эгоизма).

Флобер замечательно описал трагедию одной семьи. В каком-то смысле эта история должна была бы послужить предостережением многим молодым девушкам. Не в том, как плохо изменять мужьям и чем это может кончиться. Это и так понятно. Но в смысле, что не надо поспешно выходить замуж, лишь бы выйти. Как говориться, выйти замуж не напасть, как бы замужем не пропасть. Неужели не жалко губить свою жизнь и терять годы из-за сиюминутной слабости и прихоти? Кому нужны такие жертвы.

Автор: Дементьева Светлана

Если быть откровенной, то писать статью о романе французского писателя Гюстава Флобера « Госпожа Бовари » трудно. Конечно, можно воспользоваться ворохом рецензий именитых критиков. Но я подумала, что было бы куда правильнее написать свои собственные мысли.

Но прежде немного истории.

« Госпожа Бовари » была опубликована в 1856 году. Этот роман моментально принес Флоберу мировую известность и крупные неприятности. На него был подан иск за оскорбление нравственности. К счастью суд закончился оправдательным приговором. Сразу же после решения суда роман был издан отдельным изданием.

В 2007 году был проведен опрос среди писателей современности. По их мнению к шедеврам мировой классической литературы можно отнести два романа: во-первых, «Анну Каренину» Льва Толстого и, во-вторых, роман « Госпожа Бовари » Гюстава Флобера.

Чем же так удивительно это произведение?

Считается, что особым достоинством романа является стиль. В романе нет ни одного лишнего слова. Над некоторыми строчками Флобер сидел целую неделю, пытаясь отточить и подобрать исключительно нужные словосочетания. Однако лично я не берусь судить об излишках или недостаточности слов. О книге я сужу по своему восприятию, по зарождению мыслей, по настроению, которое появляется в моей душе.

Вот об этом я и напишу.

Сразу хочу сказать, что роман «Госпожа Бовари» идеально подойдет для тех, кто желает изучить быт мещан 19 века. Флобер описывает обычную провинциальную жизнь в мельчайших подробностях. Любители тонкой психологии тоже получат полное удовлетворение. Флобер смог передать чуть ли не каждую эмоцию главной героини романа. Объяснить каждый ее шаг. На протяжении всего чтения меня поражали такие глубинные познания чувствительной женской души. Так же этот роман будет крайне полезен для романтических особ, которые видят в смерти нечто прекрасное и потому строят отвратительные планы суицидов. В романе автор описал очень подробно сцену агонии после принятия смертельной дозы мышьяка. Этот момент в романе настолько тяжел, а описан настолько правдоподобно, что у меня кроме отвращения не было больше никаких других чувств. Кто летает в облаках, считая отравление романтичным, прочтите главу 8 часть 3 этого романа.

Не знаю как Флобер относился к Эмме Бовари, т.е. к госпоже Бовари — супруге сельского посредственного врача Шарля, но у меня на протяжении всего романа отношение менялось. В начале мне было жаль обаятельную мечтательницу, которая ошиблась в своих чувствах и надеждах. А кто же из нас не ошибался в свои молодые годы? Да и что Эмма могла видеть, учась в монастыре, а потом живя в деревне? Откуда ей было знать, что обычное влечение к мужчине и любовь — это несколько разные вещи? Начитавшись романов о страстной любви, как любой женщине всех времен и народов, ей хотелось такого же обожания, романтики и любви! Семейное положение женщины при этом не играет абсолютно никакой роли! Женщине просто хочется быть Женщиной, любимой и желанной.

Эмма ждала от брака счастья. Но, к сожалению, ее супруг был всего лишь обычным сельским лекарем, который уезжал с утра к своим больным и возвращался лишь вечером. Он не поддерживал ее попытки хоть как-то разнообразить их жизнь. Он не понимал романтических порывов молодой женщины, которая пыталась разыграть свидание в саду, почитать стихи и т.д. Молодой супруге было несносно скучно. Эмму душила обыденность. Мне ее было бесконечно жаль. Видимо супруг не очень понимал что не устраивало Эмму, так как он по-настоящему любил свою супругу и был счастлив лишь тем, что она была рядом. Ему казалось, что и ей должно быть достаточным просто наслаждаться его присутствием. Беда Эммы состояла как раз в том, что она не любила мужа и ее надежды на лучшее не оправдались.

Как часто мы видим разочарованных в жизни людей. Хотя со стороны вроде бы у человека все есть и ему нужно радоваться и благодарить Бога. На примере госпожи Бовари можно увидеть как происходит процесс увядания счастья в душе человека.

Шарль чувствовал, что его супруге необходима хоть какая-нибудь перемена. Он воспользовался приглашением и повез Эмму на бал, где все дышало роскошью. Разница между реальной сказкой на балу и обыденной жизнью потрясла Эмму. Вернувшись домой, госпожа Бовари закатила истерику, которая плавно перекатилась в глубокую депрессию. Шарль решил, что смена места жительства пойдет его супруге на пользу. Но он напрасно так считал. Так как Эмму душил не воздух деревни, где они проживали, а отсутствие разнообразия жизни.

Приехав в провинциальный городок Ионвилль-л`Аббей, Эмма с ужасом осознала, что обыденность и тут настигла ее. Все развлечение, которое могло быть по мнению главной героини — это адюльтер. И хотя я отрицательно отношусь к развлечениям такого рода, все равно я сочувствовала главной героине романа. Я не осуждала ее.

Осуждение появилось позже, когда Эмма стала проявлять капризы и эгоизм, какую-то безрассудную беспечность и готовность предать верного мужа в любую минуту. Да, она не любила Шарля, считала его бездарностью и пустышкой. Однако к тому моменту у них родилась дочь Берта. И одно только это обстоятельство на мой взгляд должно было как-то заставить Эмму пересмотреть свои желания и капризы. Даже в наш развратный 21 век я считаю, что дети не должны платить по счетам аморальных родителей! Если бы только в России существовал Нравственный кодекс, по которому можно было бы защищать интересы семьи и детей, то возможно многое бы изменилось. В романе же события происходили в 19 веке, где взгляды на супружескую измену были куда жестче. И если бы только Эмма была бы поймана за руку с любовником, то изгоем в обществе была бы не только сама госпожа Бовари, но и ее маленькая ни в чем невинная Берта. Впрочем, Эмма хоть и компрометировала себя, но доказательств ее неверности не было. Да только это обстоятельство не изменило трагичного конца.

Чем дальше я читала роман, тем серьезнее нарастало мое негодование. Описание бесконечной серости провинциального общества, какое-то однообразие жизни, лицемерие и равнодушие людей, нарастающая безвыходность финансового положения, в которое попала госпожа Бовари по своей доверчивости и пристрастия к дорогим вещам — все это давило на меня. Читать становилось тяжело.

Говорят, что когда Гюстав Флобер писал роман « Госпожа Бовари «, ему не раз было очень плохо. А во время подробнейшего описания сцены отравления мышьяком, Флобера даже дважды стошнило. Что ж, меня хоть и не тошнило, но чувство ужаса и отвращения к смерти, к равнодушию общества, к эгоизму… я испытала сполна.

В романе есть сцена, где Шарль, уступив уговорам главным образом своей супруги и фармацевта господина Оме, решается на операцию стопы конюха. Эмма мечтала как ее Щарль станет знаменит после подобного эксперимента. Но, как это часто в жизни бывает, все обернулось печальным результатом — у конюха началась гангрена и ногу пришлось ампутировать. Вместо признаний горожан, Шарль получил позор, угрызения совести и чувство вины. Мне казалось, что Эмма, такая чувствительная и импульсивная, как никто другой почувствует и поймет что испытывает ее верный супруг. К тому же она сама была не менее виновной в случившемся. Ведь она так старательно его подстрекала на этот опыт! Но я ошиблась в Эмме. Она не только не посочувствовала супругу, но очень жестко оттолкнула его от себя, обвинив в бездарности. Тут я испытала жалость к Шарлю. Он мужественно перенес позор и ни в чем никого не обвинил.

Что меня возмущало в Эмме больше всего? Она по каким-то странным причинам совсем забывала о дочери. Мечтая о побеге со своим любовником Родольфом, она упускала из виду малолетнюю дочь Берту. Могла остаться на ночь с любовником Леоном, даже не подумав о беспокойстве мужа и о том обстоятельстве, что маленькая дочка не засыпала без мамы. Эмма делала дорогие подарки в начале первому любовнику Родольфу, а после разлуки с ним и заведя Леона, последнему. При этом Берте при плачевном финансовом положении необходимо было начинать копить деньги на обучение. Эмма зачем-то снимала дорогой номер в гостинице для встреч с Леоном и вообще сорила деньгами, в то время как ее родная дочь была плохо одета. Но что совсем ужасно, так это внезапное решение Эммы отравиться. Почему ни разу в ее очаровательной головке не возник вопрос: «А как же Берта?» Далеко не порядочно со стороны Эммы было выпросить доверенность у мужа и тайно заложить дом с земельным участком, что досталось Шарлю в наследство от умершего отца.

Наверное, у меня чисто женский взгляд на роман Флобера. Эмма действительно похожа на птичку, как ее часто в романе называет автор, и очаровывает своей необычностью, непосредственностью и импульсивностью. Но все это восторгает в начале романа. В конце же, когда бедная Берта остается сиротой и практически нищенкой по причине безудержных маминых страстей, когда бедная Берта вынуждена пойти работать на фабрику… все очарование госпожи Бовари рассыпается в прах и оставляет тяжелый осадок в душе.

Как знать, был бы иной конец у этой истории, будь Эмма замужем за другим мужчиной?

На сегодня известно одно — госпожа Бовари имеет прототип. Флобер очень тщательно изучил биографию Дельфины Кутюрье, которая покончила собой в свои цветущие 27 лет по причине долгов. Муж ее был сельским врачом и бесконечно доверял своей жене, не веря правдивым слухам о ее связях на стороне.

В заключении хочу сказать, что роман « Госпожа Бовари » никак не подходит для праздного чтива. Эмоционально тяжел и вызывает море слез. Роман словно взят целым отдельным куском из самой жизни, настолько он реален. Люди описаны натурально. Поэтому в этом произведении нет ни положительных, ни отрицательных героев. Много споров между наукой и религией. При этом мнения самого автора не понять.

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Читайте также: