11. Роль животных, грибов и бактерий.

Обновлено: 24.09.2022

Сообщества растений неразрывно связаны с сообществами животных грибов и бактерий круговоротом веществ, обеспечивающим непрерывность жизни в приделах биосферы.

СООБЩЕСТВО ЖИВОТНЫХ Сообщество растений тесно связано с общством животных. Наиболее богат видовой состав животных в лесном сообществе. Это связано с более мягким климатом и возможностью селиться в разных условиях - на деревьях, кустарниках, лесной подстилке (слое опавших листьев, хвои, веток). Деревья, кустарники и кустарнички, травянистые растения, лесная подстилка представляют собой своеобразные этажи - ярусы, где обитаютсамые разнообразные животные. Каждый вид животных занимает определённый этаж.

В верхних ярусах лесов средней полосы России, образованных деревьями и кустарниками, обитают птицы - дтлы, клесты, совы, ястребы. Деревья служат также прибежищем для некоторых млеко питающих - белок, сонь. Подходящие условия для жизни находят в лесу кабан, волк, медведь, лось, косуля, заяц беляк. Лесная подстилка - место обитания для безногой ящерицы, обыкновенной гадюки, многих насекомых, пауков, клещей.

СООБЩЕСТВО ГРИБОВ И БАКТЕРИЙ Грибы и бактерии тоже образуют вещества. Они питаются органическими веществами, содержащиемся в отмерших листьях, ветках, корнях растений и останках животных. Разлагая их, грибы и бактерии учавствуют в образовании гумуса и повышении плодородия почвы. Почвенный перегной, в свою очередь, служит пищей некоторым бактериям и может быть превращён в минеральные соли. Растения из почвы могут поглощать только минеральные вещества. Поэтому, если в почве по какой-то причине погибают бактерии и грибы, почвенное питание растений нарушается.

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ Растения поглощают из почвы воду и минеральные вещества, а из воздуха - углекислый газ. Под действием солнечной энергии в листьях растений из минеральных веществ образуются органические вещества. Поэтому растения называют производителями органических веществ. Животные не могут создавать органические вещества. Они получают их в готовом виде, используя в пищу различные органы растений. Поэтом жуивотных называют потребителями органических веществ. После отмирания растений и гибели животных содержащиеся в них органические вещества разлагаются, то есть грибы и бактерии в природном сообществе играют роль разрушителей органических веществ. С помощью особыз бактерий часть органических веществ, находящихся в почве, разлагается до минеральных солей, воды, углекислого газа, которые вновь могут быть использованы растениями. Так в природе совершается круговорот веществ, важным звеном которого являются грибы и бактерии.

Круговорот веществ обеспечивает непрервыность жизни на нашей планете. Если бы из природных сообществ, например, исчезли микробы и бактерии, наша планета превратилась бы в скопление погибших животных и растений. Растения исчерпали бы запасы минеральных веществ. Таким образов, благодаря круговороту ограниченное количество вещества приобретает свойство бесконечности.

Урок 5кл.ФГОС.Тема.Роль грибов и бактерий в сообществе.

Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу пита­ния. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях.

Цель урока :

1. Деятельностная: формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий в процессе изучения роли грибов и бактерий в природном сообществе.

Планируемые результаты :

Предметные . Приводить примеры грибов и бакте­рий (паразитов, сапротрофов, симби­онтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере.

Метапредметные. Строить логические цепи рассуждений. Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий при объяснении круговорота веществ и составлении пищевых цепей.

Личностные : Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Тип урока : Комбинированный.

Методы обучения : проблемного изложения; поисковый,-«кроссенс»

Средства обучения : учебник, рабочая тетрадь, презентация.

1. Актуализация знаний. Здравствуйте ребята. На доске предложены следующие задания:

Найти соответствие. а)Растения разрушители б)Грибы потребители в)Животные производители г)Бактерии


2. Контроль знаний:

Биологический диктант- Используем карточки 2-х цветов. Да— зеленая.

Нет- красная. Оцениваем друг друга в парах. (6 вопросов. За правильный ответ-1балл.)5-6 отв.-5 б.;4-отв.-4б.;3-отв-3б. и т.д.

1.Эти животные обитают в воздушно –наземной среде, приспособились жить

В сухом климате. Отв .- ДА. 2.Эти животные приспособились жить в водной среде и хорошо плавают?

Отв. НЕТ.

3.Густая шерсть и жир под кожей позволяют животным приспособиться переносить холодную воду? Отв.- ДА. (

4.Этому растению корни необходимы только для укрепления в песках?

6.Эти животные приспособились жить в водной среде, благодаря изменившимся конечностям хорошо плавают.Отв . ДА.

Выставляют друг другу оценку в тетрадь.

2. Целеполагание.

На доске изображения разных сообществ (леса, тундры, пустыни, водоема)

Какова роль растений, животных , грибов и бактерий в сообществе?

Какую цель мы можем сформулировать?

3. Мотивация.

Какова роль растений, животных ,грибов и бактерий в цепи питания? В каком сообществе более длинные цепи? Кто составит самую длинную цепь питания?

Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют цель работы на уроке и учитель мотивирует обучающих.

Изучение нового материала.

Какова роль бактерий и грибов в пищевых цепях.? В сообществе?

Составить пищевые цепи.

Проекция на экран рисунок № 1.Используем ИКТ.

На магнитной доске картинки: Растения , мышь, лисица, сова, бабочка. певчая птица, хищная птица, бактерии грибы.

1н ученик у доски. Составить пищевую цепь. Анализируют учащиеся.

Работа в тетрадях группами . (4 группы) Составить пищевые цепи. На выполнения работы 5 минут. Представитель группы озвучивает пищевые цепи и анализирует. Вывод. Все цепи заканчиваются одинаково. КАК? - Редуценты , это грибы и бактерии которые разрушают отмершие тела растений, животных.

Учитель подводит итог: Методом диалога с классом. Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся формулируют цель работы на уроке .

Какова роль грибов и бактерий в сообществе? Какова роль грибов и бактерий в пищевой цепи питания?

- Какое влияние оказывают микроорганизмы и грибы на растения? Роль грибов в природе? Рис.№ 2.

1. Роль грибов в природе.

А). Потребляют органические вещества.

Б). Участвуют в образовании плодородного слоя земли

В). Разрушают остатки растений и животных

Г).Паразитируют на растениях и животных.

Работа группами . Рис.№3. Проекция на экран. (ИКТ)

Ключевые слова: Метод «кроссенс» . ( Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и этот метод разработан Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом )

Задача учащихся – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.

.Рефлексия. Представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Ромашка крепится на доску. На каждом лепестке-вопрос.

Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понятно? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?

Домашнее задание. п. 11.стр.32-33.

1 придумать рассказ, например, “жизнь организма в новой среде обитания”
2 творческое задание: представьте, что бактерии и грибы могут говорить. О каких проблемах они рассказали бы людям и о чем бы нас попросили?

7. Грибы-паразиты

Известна большая группа грибов-паразитов. Эти грибы живут за счёт живых организмах, питаются их веществами и вызывают болезни — микозы.

4.jpg

Споры головни созревают почти одновременно с зерновками. Споры вместе с зерном зимуют на остатках растений и в почве. Весной из спор образуется новая грибницы, которая развивается внутри молодого растения и питается его соками. Когда появляются колосья, головня образует огромное количество спор и превращает зерновки в чёрную массу, напоминающую сажу. Поражённые колоски как будто обуглены (отсюда и название этих грибов). На месте одной зерновки образуются миллионы спор.

Для защиты растений от головни перед посевом семена обрабатывают фунгицидами — ядами, убивающими грибы.

На культурных и дикорастущих злаках часто паразитирует спорынья. Грибница спорыньи на месте зерновок образует плотные чёрно- фиолетовые сплетения — ядовитые рожки. Эти рожки во время уборки попадают в зерно, а затем при посеве попадают в почву. Весной рожки прорастают и образуются споры. Споры разносятся ветром и попадают на цветущие растения злаков. Споры прикрепляются рыльцам их пестиков и прорастают в завязи. Там он разрастается и образует вместо зерновок ядовитые рожки.

Трутовики поселяются на деревьях и разрушают их древесину. Споры этих грибов могут попасть в дерево, если на стволе есть повреждения. Из спор внутри ствола образуется грибница, которая постепенно разрушает древесину.


Плодовые тела появляются на стволе дерева значительно позже. Они обычно крупные, твёрдые, в виде наростов или копыт. Чаще всего у трутовиков плодовые тела живут много лет. Каждый год в их трубочках созревают новые споры. Ко времени появления плодовых тел стволы деревьев уже полностью поражены грибницей. Дерево вскоре может погибнуть.

Фитофтора поражает картофель и томаты. Заражённая ботва чернеет и засыхает, а клубни и плоды портятся.


Парша поражает яблоки и клубни картофеля. Из-за неё на поверхности яблока или клубня образуются тёмные шершавые пятна.

Ржавчинные грибы, или ржавчина, поражают зелёные части многих деревьев и злаковых растений. Их споры ржаво-красного цвета образуют на листьях и стеблях пятна, напоминающие ржавчину (поэтому такое название).

Грибы-паразиты вредят сельскому хозяйству. Они снижают урожайность сельскохозяйственных культур. Борьба с ними требует больших материальных затрат.


Споры грибов-паразитов легко распространяются дождём, ветром и насекомыми, поэтому быстро происходит заражение большого количества растений. Чтобы защитить растения от грибковых заболеваний, необходимо проводить профилактические мероприятия — использовать ядохимикаты, немедленно уничтожать поражённые растения.

Методическая разработка:"Роль организмов в сообществе"


Цель урока :

Планируемые результаты:

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: проблемного изложения; поисковый,-«кроссенс»

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Актуализация знаний. Здравствуйте ребята. На доске предложены следующие задания:

Найти соответствие. а)Растения разрушители б)Грибы потребители в)Животные производители г)Бактерии
2. Контроль знаний.Тест

Целеполагание.

Какова роль растений, животных , грибов и бактерий в сообществе?

Какова роль растений, животных ,грибов и бактерий в цепи питания? В каком сообществе более длинные цепи? Кто составит самую длинную цепь питания?

Изучение нового материала.

Работа в тетрадях группами. (4 группы) Составить пищевые цепи. На выполнения работы 5 минут. Представитель группы озвучивает пищевые цепи и анализирует. Вывод. Все цепи заканчиваются одинаково. КАК? - Редуценты , это грибы и бактерии которые разрушают отмершие тела растений, животных.

Какова роль грибов и бактерий в сообществе? Какова роль грибов и бактерий в пищевой цепи питания?

- Какое влияние оказывают микроорганизмы и грибы на растения? Роль грибов в природе? Рис.№ 2.

Роль грибов в природе.

Работа группами. Рис.№3. Проекция на экран. (ИКТ)

Ключевые слова: Метод «кроссенс». (Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и этот метод разработан Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом )

Закрепление, личный контроль знаний и коррекция происходит при защите составленного рассказа – ассоциации , посредством взаимосвязи изображений, каждой из 4 групп.

Рефлексия. Представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Ромашка крепится на доску. На каждом лепестке-вопрос.

1 придумать рассказ, например, “жизнь организма в новой среде обитания”
2 творческое задание: представьте, что бактерии и грибы могут говорить. О каких проблемах они рассказали бы людям и о чем бы нас попросили?

Ответ представьте в виде мини-сочинения, придумайте заголовок.

Записывают, обсуждают и выбирают домашнее задание.

Приложение. Тест

1. На нашей планете представлены несколько сред жизни:

а. океаны и материки;

б. литосфера, гидросфера, атмосфера,биосфера;

г. водная, наземно-воздушная, почва и живой организм;

д. среда обитания и местообитание.

2. Условиями среды можно назвать:

а. все факторы, оказывающие влияние на организм;

б. взаимоотношения организмов в сообществе;

в. факторы, воздействие которых на организм не зависит от их потребления другими

д. абиотические факторы.

3. Черты приспособленности к водной среде обитания.

а. обтекаемая форма тела

б. расчленненная форма тела

в. удлиненная форма тела

4. Чем отличается наземно-воздушная среда?

а. много кислорода и света

б. большие перепады температуры

в. большая плотность

5. Особенности почвы как среды жизни.

а. большая плотность

б. большое количество органических веществ

6. В чем особенность организма как среды обитания?

а. постоянная температура

б. постоянная влажность

в. постоянное движение

7. Летние и зимние заморы не возникают в следующих средах жизни:

а) морских водоемах; б) озерах и прудах; в) реках; г) почве.

8. Для повышения плавучести планктонные организмы обрели следующие приспособления:

а) увеличенные размеры тела;

б) уменьшенный размер и плотность тела;

в) уменьшенный размер и количество выростов тела;

г) медленная скорость движения в воде.

9. Совокупность организмов обитающих на дне водоемов называется:

а) бентос; б) нектон; в) планктон.

10. Почву как среду обитания сближает с водной средой:

а) температурный режим, пониженное содержание кислорода, наличие воды в разных

формах, присутствие солей и органических веществ;

б) световой режим, перепады давления, изменение гравитационной составляющей;

в) изменение солевого состава по временам года, сочетание плотности и давления грунтов;

г) одинаковое значение рН среды, одинаковый состав микрофауны и микрофлоры.

11. Совокупность живых существ обитающих у поверхности воды, на грани водной и воздушной среды называются:

а) планктон; б) бентос; в) нейстон; г) нектон.

12. Совокупность особей населяющих толщу воды и способных переноситься течением,

называется: а) бентос; б) планктон; в) нейстон.

Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.

Многоклеточным паразитам, обитающим в органах и тканях человека, . (грозит, не грозит) высыхание; в среде их обитания колебания температуры, солености, давления . (сильные, слабые); среда, в которой они обитают, для них химически . (агрессивна, не агрессивна); они . (имеют, не имеют) защитные покровы; они . (имеют, не имеют) органы, связанные с поиском пищи; они . (имеют, не имеют) слух; они . (имеют, не

имеют) органы зрения; количество продуцируемых ими яиц . (большое, не большое).

Что такое природное сообщество? – Окружающий мир


Живые организмы не могут существовать разобщенно, они всегда находятся во взаимодействии. Такое сосуществование порождает целые сообщества, в число которых входят бактерии, грибы, различные растения и животные. Подобные объединения никогда не возникают случайно, главным фактором их образования являются географическое расположение и климатические условия.

Под термином природное сообщество часто подразумевается биогеоценоз или экосистему. Отличительным его свойством является круговорот веществ. Простые организмы создают органические вещества, чтобы другие их потребляли. Третьи разлагают вещества на соли, воду и углекислый газ, которые снова поглощаются растениями. Такой поток энергии является отличительной особенностью каждого природного сообщества.

Виды природных сообществ


Пойменный луг

В основе сообществ лежат различные природные процессы. Растения и животные занимают одну и ту же территорию на протяжении долгого времени. На Земле существует огромное количество естественных сообществ, перечислить их все не представляется возможным. Крупнейшие из них существенно отличаются друг от друга. О многообразии сообществ судят по составу растительности.

Некоторые примеры природных сообществ включают лес, степь, луг, поле, сад, болото, озеро или реку.

Биогеоценозы с господством древесных растений называются лесами. В зависимости от того, какая древесная порода преобладает, различают еловые, березовые, дубовые, сосновые и другие леса. Под пологом деревьев растут кустарники и высокие травы. Присутствуют низкорослые растения, мхи и лишайники. В подстилке обитают бактерии и насекомые. Лес является домом для множества животных как травоядных, так и хищных. В кронах деревьев вьют гнезда птицы.

В степи, в отличие от леса, очень мало деревьев. Сообщество представляет собой равнину, покрытую невысокой травой с тонкими листьями. Степь характеризуется засушливым летом и малоснежной зимой. Животные преимущественно ведут ночной образ жизни. Большинство птиц улетает на зиму.

На лугах господствует разнотравье. В период цветения растения привлекают огромное количество насекомых-опылителей. Жуки, саранча и гусеницы поедают сочную зелень. В почве находятся микроорганизмы, которые перерабатывают органические останки, делая ее плодороднее. Мир животных представлен небольшими грызунами, на которых охотятся хищные птицы.

В состав водного сообщества входят грибы, бактерии, фитопланктон, зоопланктон, птицы и рыбы. Водоемы отличаются высокой плотностью жидкости, слабым насыщением кислорода, незначительным колебанием температур.

Пищевые связи и роли в природном сообществе

Схема пищевой цепи

Пищевую цепь составляют различные организмы, большинство из которых является едой для других. Важная роль отведена растениям, которые выступают основным звеном цепи. За выработку органических веществ отвечают бактерии и водоросли. Следующим звеном являются первичные консументы: моллюски, насекомые, паразиты растений, травоядные животные. Вторичными консументами называют плотоядных животных и паразитов. Чем выше уровень цепи, тем крупнее животное.

Не менее важная группа, редуценты, питающиеся остатками растений и животных. К ним относят грибы и бактерии. В теории пищевые цепи представляют собой довольно простые отношения. В действительности все гораздо сложнее. Крупные животные могут питаться различными организмами, зачастую находящимися в других цепях. Таким образом, цепи переплетаются, образуя сложные пищевые сети.

Все элементы живой и неживой природы тесно связаны между собой. Если убрать из цепочки хотя бы одно звено, пострадают все участники. Негативным воздействием считается заражение паразитами, человеческое вмешательство или природные катаклизмы.

Структура природного сообщества

Структура природного сообщества — это движение веществ от одних организмов к другим, а затем, вновь в окружающую среду. Солнечная энергия и неорганические вещества являются источником питания для автотрофов. Так называют живые организмы, синтезирующие органику, основу любого природного сообщества. Следующим звеном являются гетеротрофы. Это бактерии, грибы и животные, которые потребляют созданные автотрофами органические вещества. Еще одним участником являются бактерии и грибы, разлагающие органику на неорганические соединения.

Влияние человека на природные сообщества


Вырубка леса

Численность некоторых организмов в сообществах может меняться по вине природных катастроф. На восстановление баланса уходит некоторое время, после чего биогеоценоз продолжает свое существование. С развитием человеческой цивилизации все изменилось в худшую сторону. Чем выше становилась численность населения, тем масштабней влияния на экосистемы.

Земледелие, которое постоянно требует новых территорий, разрушило многие экосистемы. Ради распашки новых участков человек вырубает, выжигает и выкорчевывает леса. В результате таких действий произошла резкая смена видового состава животных и растений.

Чтобы уменьшить стоимость производства, стали использоваться химикаты на основе меди и серы. Применение этих препаратов имело масштабные последствия. Уничтожению подверглись не только вредители, но и полезные животные, которым отведена большая роль в природном сообществе.

Негативное действие оказывает прокладка новых дорог, и транспорт в целом. Загрязненный воздух уничтожает растительный мир. Двуокись серы накапливается в листьях, в результате чего они желтеют и усыхают. Территории около автодорог загрязняются продуктами эксплуатации автомобилей. Окислы азота, попадая в атмосферу, превращаются в азотную кислоту. Она угнетает растения и приводит к деградации лесных массивов.

Возведение новых гидроэлектростанций полностью меняет состав водных биогеоценозов. Разрушительное действие несет осушение болот: животный мир кардинально меняется при колебании грунтовых вод.

Охрана природных сообществ на сегодняшний день имеет планетарное значение. Важным шагом к сохранению экосистем является создание заповедных зон и национальных парков. На охраняемых территориях полностью запрещено вмешательство человека в природу.

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Читайте также: