Исмагил Шангареев: Мир глазами мусульманина. Коронавирус как глобальный Вызов и адекватные Ответы шведской политической системы

Обновлено: 25.09.2022

В современном мире коронавирус стал тестом не только для системы Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), но и проверкой на прочность с точки зрения культуры выживаемости человечества на современном этапе. Провал системы эпидемиологической безопасности ВОЗ - очевиден, но это предмет анализа специалистов. А вот культура выживания - это проблема, о которой пока никто не говорит, но она не становится от этого менее актуальной в сложившихся условиях.

Обозначив свой подход к анализу проблемы тезисом: «Мир глазами мусульманина», я не в коей мере не имел ввиду религиозную сторону вопроса, но стремился подчеркнуть ценность цивилизационной составляющей исламской культуры, которая накопила в далеком прошлом не мало эффективных подходов в борьбе в противостоянии эпидемиям.

Опыт культуры выживания

Что в основе этого опыта может быть взято на вооружения сегодня, спросит нетерпеливый читатель?

Начну с главного.

Мусульманская средневековая притча:

Встретились как-то на дороге Паломник и Чума.

⁃ Куда идёшь? - спросила Чума Паломника.

⁃ В Мекку. А ты, Чума куда идёшь?

⁃ В Багдад. Хочу забрать пять тысяч человек - отвечает Чума.

Разошлись они, а через год встретились на той же дороге.

⁃ А ведь ты меня обманула, - сказал паломник Чуме. - Ты говорила, что заберёшь пять тысяч человек, а сама взяла пятьдесят тысяч!

⁃ Нет, - ответила Чума, - я сказала правду. Я была в Багдаде и забрала свои пять тысяч человек. Остальные умерли от панического страха.

Эта притча не просто опыт, но результат развития культуры выживания в трудах крупнейших врачей-энциклопедистов исламского мира Абу Барка ар-Рази (Разеса) и Абу Али Ибн Сины (Авиценны) которые создали основы эпидемиологии опираясь исключительно на эмпирические знания.

Так Абу Бакр ар-Рази был сторонником того, что очень большое значение в распространение инфекционных заболеваний имеют внутренние и внешние факторы. Из внутренних он выделял полноценное питание, отмечая, что при эпидемиях погибают в основном беднейшие слои населения, чье питание однообразно и скудно. Из внешних факторов он указывал на опасность изменений в окружающей среде, в температуре и влажности воздуха, рассматривая любые климатические аномалии как потенциальные риски возникновения эпидемий. Как здесь не вспомнить о глобальном изменении климата в наши дни.

В частности, он рекомендовал во время эпидемий промывать деньги в уксусе, прежде чем запускать их дальнейший в оборот. Коронавирус, по последним данным, на медной или стальной поверхности выживает считаные часы, но вот на бумаге при подходящей влажности остается заразным несколько суток. Думаю, это актуальный вопрос для современной банковской системы.

В истории медицины, сохранилось описание эксперимента, который Ибн Сина проводил для доказательства, что страх убивает быстрее, чем любая болезнь. Он купил двух баранов, и поместил их в сарае, но так, что один видел волка, живущего здесь же в клетке, а другой не видел. Ибн Сина кормил их одинаково, но при этом, тот баран, который не видел волка жирел на глазах, был весел и бодр, а тот, который, находясь здесь же видел хищника, буквально таял на глазах.

Страх убивает, хотел сказать этим простым экспериментом Ибн Сина и сегодня, когда людям по всем каналам СМИ «показывают волка», многие становятся заложниками своих страхов, теряют жизненные силы и превращаются в легкую добычу пандемии.

В духе мусульманской притчи

Хочу с удовлетворением отметить, что Королевство Швеции — одна из немногих стран, которая проводит очень взвешенную и поэтапную политику введения карантинных мероприятий. Нет социальной напряженности и театральных карантинов с участием военизированных подразделений, которые создают напряженность в обществе и вызывают страх в общественном сознании. Но при всем этом, ведется большая целенаправленная работа.

Государственный эпидемиолог Швеции Андерс Тингелл заявил, что отслеживать точное число случаев заражения коронавирусом в стране на данный момент бессмысленно. В отличие от своих коллег во всем мире, он считает, что «Невозможно и бессмысленно устанавливать точное число зараженных. В этом случае нужно использовать другие стратегии». По словам Тингелла, на данный момент необходимо сконцентрироваться на защите наиболее уязвимых групп населения.

Борьба в коронавирусом Швеции сейчас в самом разгаре и, несомненно, в самое ближайшее время наступит китайский эффект спада активности вируса. Но главное, не происходит никакого социального перегруза, сдвига в общественном сознании в сторону панических настроений. Общество психологически здорово, и весь бизнес, вся экономическая конструкция, продолжает функционировать, лишь с некоторыми ограничениями, в обычном режиме.

Взгляд со стороны

В России точку зрения о вреде панических настроений в обществе поддерживает Председатель Московского городского научного общества терапевтов, профессор Павел Воробьёв, который уверен, что никакой эпидемии коронавируса нет даже близко, и речь идет всего лишь о «локальной вспышке не изученной ранее болезни».

Воробьев просит всех «включать голову. Эти вирусы волнообразно приходят в нашу жизнь и уходят из нее. Но это не причина устраивать всемирные потопы, как сейчас».

Его призыв, к которому я целиком присоединяюсь - это дань культуре выживания, которая завещана нам историей не как мусульманская притча, а как руководство к действию в условиях, когда большинство стран, охваченные паникой, искусственно создают эффект системного кризиса на планете.

46) Роман а.Камю. “Чума“ как экзистенциалистая притча.

Роман «Чума», написанный в 1947 году, стал чрезвычайно популярным и с тех пор был неоднократно переведен на многие языки. Содержание романа не исчерпывается историей эпидемии смертельной болезни, обрушившейся на город Оран в 194… году. Несмотря на то, что написана история эпидемии достаточно правдоподобно, роман все же является чем-то большим. Название романа, по крайней мере в те годы, неизбежно ассоциировалась со словосочетанием «коричневая чума», и поэтому принято считать, что «Чума» - аллегория Второй Мировой Войны и французского Сопротивления. Не отвергая такое прочтение названия романа, необходимо сказать, что такая однозначность будет всё-таки упрощением.

«А что такое, в сущности, чума? – спрашивает на последних страницах романа один из постоянных клиентов доктора Рие. - Та же жизнь, - и всё тут». В самом деле: вымышленные ужасы чумного нашествия на город Оран никак не могут сравниться со страшными фактами Второй мировой войны, которые стали известны миру во время Нюренбергского процесса. Кроме того, смертность двухсоттысячного населения Орана колеблется в районе трехсот человек ежедневно, то есть - 0,15%. И это - в самый разгар «страшной» эпидемии?! Да, каждая человеческая жизнь –неповторима, говорить о ней, используя слово «процент»,- цинично, но не надо забывать, что в данном случае речь идет о литературном произведении. Эпидемия чумы – талантливая мистификация, в которую верит читатель романа. Все происходящее в зачумлённом городе не намного ужасней обычной реальности человеческой жизни, в которой болезни, страдания, смерть - скорбный удел живущих. Исторические сведения о чумных эпидемиях, с которыми в разных местах книги сталкивается читатель, превращают историю оранской эпидемии чумы в страницу истории человечества. «С помощью чумы я хочу передать обстановку удушья, от которого мы страдали, атмосферу опасности и изгнания, в которой мы жили тогда. Одновременно я хочу распространить это толкование на существование в целом» - признавался Камю. Допуская такое толкование своего романа, сравнивая человеческую жизнь с пребыванием в зачумленном городе, Камю ведет себя как последовательный экзистенциалист (здесь нам кажется уместно процитировать небольшой отрывок из работы «Бытие и время» Мартина Хайдеггера: «Смерть как конец присутствия есть самая отличительная, несводимая, неминуемая и как таковая неопережаемая возможность бытия».

Сам характер чумной эпидемии не противоречит такой трактовке названия романа: болезнь необъяснимо и неожиданно поселяется в городе. Она растёт, ширится, неустанно собирает свою кровавую жатву, достигает пика, приобщив к списку своих жертв невинного ребенка, и отступает наконец. И нет никаких оснований утверждать, что болезнь отступила под напором людей, пытавшихся бороться с болезнью, - она ушла как-то сама, и никто не знает, настанет ли «такой день, когда чума пробудит крыс и пошлёт их околевать на улицы счастливого города».

Как и во всей экзистенциальной философии, смерть стала неотъемлемой частью жизни героев романа. Сам Камю в своем эссе «Миф о Сизифе», написанном незадолго до «Чумы», определял эту ситуацию как «абсурд». Понятие абсурда является одной из фундаментальных категорий философии Камю. Абсурд возникает из противоречия между серьёзным, целенаправленным характером человеческой активности и ощущением нулевого значения её конечного результата (смерть индивида; более того, весьма вероятное уничтожение всего человечества).

«…И всякий раз абсурдность вытекает из сравнения. Следовательно, я вправе сказать, что чувство рождается не из простого рассмотрения единичного факта и не из отдельного впечатления, а высекается при сравнении наличного положения вещей с определенного рода действительностью, действия – с превосходящим его мира. По сути своей абсурд – разлад. Он не сводится ни к одному из элементов сравнения. Он возникает из их столкновения».

Смоделировав ситуацию человеческой трагедии, Камю попытался указать и путь преодоления трагедии. «…Чума – прежде всего книга о сопротивляющихся, а не о сдавшихся, книга о смысле существования, отыскиваемом посреди бессмыслицы сущего».

Каждый персонаж романа – это один из вариантов ответа на вопрос о смысле и путях существования в бессмысленном и жестоком мире.

Притча о чуме объяснение притчи

Мне нравятся притчи заключённой в них мудростью и тем,что заставляют задуматься.

Притча о Правде и Притче

Раньше Правда ходила по улицам голая. Это, конечно, не понравилось людям, и никто не пускал её к себе в дом. Однажды, когда грустная Правда бродила по улицам, она встретила Притчу, одетую в красивые одежды, радовавшую глаз.
Притча спросила Правду:
– Почему ты ходишь по улицам голая и такая грустная?
Правда печально опустила голову и сказала:
– Сестра моя, я опускаюсь всё ниже и ниже. Я уже стара и несчастна, поэтому люди удаляются от меня.
– Не может быть, – сказала Притча, – что люди удаляются от тебя потому, что ты стара. Я вот тоже не моложе тебя, но чем старше становлюсь, тем больше во мне находят. Я открою тебе секрет: люди не любят простых, открытых вещей. Они предпочитают, чтобы вещи были немного скрыты и приукрашены. Давай я тебе одолжу несколько своих красивых платьев, и ты сразу увидишь, как полюбят тебя люди.
Правда приняла совет Притчи и оделась в её красивые одежды. И вот чудо – с того дня никто не убегал от неё, и её принимали с радостью и с улыбкой. С тех пор Правда и Притча не расстаются.

"Голая" правда не нравится и может "ранить", а в форме притчи с ней можно согласиться. Что Вы думаете?

ПРИТЧА О ПРАВДЕ


Некий чудак и поныне за Правду воюет,

Правда, в речах его правды - на ломаный грош:

"Чистая Правда со временем восторжествует,

Если проделает то же, что явная Ложь!"


В песне ВВ много аллегории. Песня связана с советским временем, когда могли быть ассоциации с газетой "Правда".

Ещё одна притча о правде

Жил – был человек, который отправился искать правду. Он обошел весь мир в поисках ее, расставшись со всем в своей жизни – отдав все во имя правды.
После многих лет странствий он пришел в Индию, где он услышал рассказ о далекой горе, на вершине которой живет правда
Он шел много дней, пока не пришел к входу пещеры. Он крикнул в темноту, и ему отозвался старческий голос:
– Что ты хочешь?
– Я ищу правду.
– Что же, ты нашел меня.
Он вошел в пещеру и там, в самой глубине, увидел склонившееся над огнем устрашающее существо из всех, какие попадались ему на пути; глаза один больше другого, вылезали из орбит, язвы покрывали лицо. Кривые зубы торчали у него изо рта. И длинные спутанные волосы свисали грязными прядями.
– Ты? – спросил человек, – Ты и есть правда?
Она кивнула.
Хоть и потрясенный ее видом, человек остался с ней и прожил в пещере много лет, учась у нее. И вот, когда он, наконец, собрался уходить, спросил, как он мог бы отплатить ей за все, чему она его научила.

– Я прошу тебя только об одном, – ответила она, – когда вернешься в мир, говори всем, что я молода и прекрасна!

В этой притче есть смысл: правда действительно порой бывает неприятной и поэтому мы прячем ее далеко на холме своего сознания, не желая ее признавать.

Я не поняла смысла сказанного.

Стал волк христианином, ходит и говорит всем: «Простите, благословите».
Идет мимо заяц, волк говорит ему:
-Здравствуй заяц
— Здравствуй Волк.
— Ну ты меня прости Заяц, я был не прав.
— Бог тебя простит Волк. — отвечает заяц.
Идет дальше навстречу ему гусь, он говорит:
— Ну ты меня прости Гусь, я может быть когда-нибудь был не прав, родственников твоих обижал и еще что-то.
Гусь ему:
— Шшш
Волк ему говорит:
— Гусь ну ты не гневайся я все-таки так вот и так, прости меня, я теперь другой стал, я христианин.
А гусь опять:
— Шшш
Волк взял его и съел. Ему говорят:
— Ты что, Волк, ты же христианином стал!
А тот:
— А что он на СВЯТОГО шипит?

А Вы установку на правду до конца прослушали?

"Чистая Правда со временем восторжествует,

Если проделает то же, что явная Ложь!"

Так вот,ЕСЛИ. то же самое.

А иначе. НЕ ВОСТОРЖЕСТВУЕТ)))

1.
Однажды Правде Ложь сказала:
«Я стала трендом для людей
И наконец-то осознала,
Что я - красивей и сильней!

Я больше не хочу скрываться,
В твоей тени прислугой быть,
Могу я без тебя справляться
И судьбами людей вершить.

Ты некрасивая, простая,
Тебя боятся и бегут,
Порой, тебя от всех скрывают,
И за тебя нередко бьют.

Ты фотошоп совсем не любишь.
Твои друзья смешны вдвойне:
С Умом и Скромностью ты дружишь,
Они сегодня не в цене!

Зачем нужна ты здесь такая:
Тебя держать - людей пугать,
Они с тобой уже устали,
Со мной им проще поживать;

Я знаю, как воспеть пороки:
Как белым - чёрное назвать,
Как вызвать бунт, войну и склоки
И Фейк - за Искренность подать;

Как стать на время прокурором,
Грехи чужие огласив, -
Их приукрасив сильным словом,
СВОЙ ГРЕХ С МОТИВОМ - не раскрыв.

Ведь с Ложью людям интересней,
Они так любят поиграть…
Скучны – серьёзные им песни,
Шуты теперь в цене опять.

Я и волшебница немного,
Умею даже колдовать:
Знай, я предателя любого
Могу в героя превращать!

Я - красоте сестра родная:
И моложава и стройна!
Пусть, у ТЕБЯ - душа живая.
Кому сейчас ДУША нужна?!

Мне в помощь - Наглость остаётся,
Ещё - Разврат и Клевета;
Весь Свет к нам в гости соберётся,
И ты здесь, Правда - не своя»!

2.
Так, Ложь собою восхищалась,
Озвучив смелые мечты,
Пред Миром гордо красовалась,
Ждала подарки и цветы:

"Я быстро с Завистью-подругой
Все достижения обнулю,
Дела благие и заслуги -
С любимым Хамством – засмею;

Раздам всё то, что было ценно,
Что Правдой куплено в боях,
Ведь с Ложью, людям незаметно,
В чьих - все они теперь - руках.

Крикливость с Подлостью в подмогу
На Правду будут клеветать,
И люди станут понемногу
О нашей Правде забывать.

Пороки все – закономерно -
Помогут Правду извести,
И даже Истина, наверно,
Не может уж её спасти».

А, чтобы люди не жалели,
Что Правда вдруг от них ушла,
Ложь поспешила всем скорее
Сказать: "Вас Правда предала!

И, хоть я тоже не святая,
Пускай теперь узнают все:
Она глухая и слепая,
Короче. вашей Правды - две!".

Ложь к Правде всех ревнует очень,
Её стремится очернить,
Чтоб и другим порокам проще,
В жизнь нашу, стало бы - входить.

3.
И только Правде лишь известно,
Как сложно людям угодить.
Чтобы решать проблемы честно,
Для всех хорошей - сложно быть.

Она.. - Терпение включает
И Компромисс к себе зовёт;
Обид от нас - не замечает,
На сделку с Ложью - не идёт.

Мы иногда её теряем
За суетою новостей.
Но в нужный час - ОНА спасает
Спокойной твёрдостью своей.

А в это время Ложь трусливо
В уютной спрячется тиши,
Но Правды подвиги
- "красиво" -
Себе присвоить поспешит.

И, что "прибрать к рукам" не сможет,
То грязью будет поливать,
Ведь ей-бедняжке невозможно
Чужой триумф переживать.

Ложь не имеет Состраданья,
Собой - не станет рисковать,
Ей чужды мир и созидание, -
Ложь может только разрушать.

Иные Правду оскверняют,
Чтоб и от Лжи не отличить.
Хотя, они все точно знают:
Без Правды - смысл теряет Жизнь.

И лишь История рассудит,
Что Правдой следует считать,
Но всем, конечно, лучше будет
Скорее - Истину понять.

Какой путь приводит человечество к миру? (по роману А.Камю "Чума")

а) развивать умение составлять тексты разных типов речи (повествование, описание, рассуждение);

б) формировать умение составлять монологическое высказывание, анализируя смысл фразы, формулировать собственную точку зрения и приводить систему доказательств;

а) формировать интерес к миру зарубежной литературы

б) развивать чувство слова у учащихся

Оборудование: текст романа, портрет А. Камю

Домашнее задание до урока:

Ответить на вопрос: в чем, на ваш взгляд, заключается аллегорический смысл названия романа;

индивидуально: подготовить пересказ сюжета произведения;

отметить в тексте описания доктора Риэ, Тару, Ж. Грана и журналиста Рамбера

":вслушиваясь в радостные клики, идущие из центра города, он вспомнил, что любая радость находится под угрозой. Ибо он знал то, чего не ведала эта ликующая толпа и о чем можно прочесть в книжках, - что микроб чумы никогда не умирает, никогда не исчезает, что он может десятилетиями спать где-нибудь в завитушках мебели или в стопке белья, что он терпеливо ждет своего часа в спальне, в подвале, в чемодане, в носовых платках и в бумагах и что, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города".

На протяжении всей тысячелетней истории человечество усвоило много страшных уроков. В 20 веке ценности, казавшиеся вечными и незыблемыми, предстали шаткими, а человек - эгоистичным, жаждущим власти и денег, способным к уничтожению другого человека.

В один из тяжелейших периодов истории, в период Второй Мировой войны А. Камю, французский мыслитель, прозаик и публицист, создает свой знаменитый роман-притчу "Чума", роман об общечеловеческом бедствии, роман о спасении, роман о надежде.

  • Начало романа
  • Основное событие в романе
  • Поведение жителей во время бедствия
  • Финал повествования

У: Таким образом, мы видим, что сюжет очень прост, но и сам Камю, и исследователи его творчества неслучайно называют этот роман притчей? Какое значение имеет это слово?

Ответ (по словарю):

Притча - это краткий иносказательный, поучительный рассказ.

У: В чем же иносказательный характер повествования. К каким выводам вы пришли, размышляя над аллегорическим смыслом названия текста? Что такое чума?

Ответ: Несколько вариантов звучит, на доске ассоциации

Чума = война, болезнь, вражда и ненависть, фашизм = зло

У: Нужно ли бороться со злом? Как борется с ним город?

Ответ: город пассивен, сначала люди паникуют, а потом наступает равнодушие.

У: Обратите внимание на слова А. П. Чехова "Равнодушие - это паралич души". Как бы вы прокомментировали эти слова?

Ответ: у людей парализована душа, и они не могут сочувствовать, сострадать, сопереживать

У: Кто из жителей города все-таки продолжает бороться?

Ответ: Риэ, Рамбер, Жозеф Гран. Тару и другие

У: Я предлагаю вам остановиться сегодня на 4 персонажах и поработать в группах. Каждой группе надо представить своего героя и ответить на самый главный вопрос: какой путь он избирает в момент всеобщего бедствия.

Работа в группах на рабочих карточках

(задание каждой группе дано дифференцировано: от простой формы - заполните пропуски ключевыми словами - до сложной - составьте монологическое высказывание, опираясь лишь на текст и собственное восприятие образа)

1 группа.

Образ доктора Риэ

Задание: заполните пропуски в предложенном тексте, используя ключевые слова (форму слов можно изменять(!) и текст романа.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь выбирает Риэ для спасения города и людей?

Одним из главных персонажей в романе Камю является доктор Риэ. Его портрет представлен в ________________ . Доктору на вид _________ лет. (Портрет)___________ _______________________ В этом портрете четко фиксируются ___________________, зато отсутствует _________________. Может потому, что Риэ всегда _______________ и ______________________ . Но это не означает, что у него отсутствуют _______________ и _______________ .Он предан своей работе и _____________________ о каждом пациенте. Желание во что бы то ни стало ввести в городе карантин характеризует его как человека ____________________ и __________________.

Он по характеру ________________ . Даже смерть сына полицейского Оттона на привела его в ______________ . Он потерял во время эпидемии ____________ , _________, _____________ и даже ______________, но продолжает верить в ______________ людей, переживших чуму, верит в то, что "___________________________ ___________________"

Его путь спасения города, людей и мира - это ____________

Ключевые слова: 35 лет; эмоциональность; собран; жена, друг Тару, Жозеф Гран; привык к бедам, которые его окружают; записки Тару; заботиться; невиновность; предусмотрительный; отчаяние; ответственный; черты внешности; "есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их"; чувства; эмоции; оптимист; вера в Бога

2 группа.

Образ Жозефа Грана

Задание: из рассыпанных предложений составьте текст-характеристику Жозефа Грана.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь спасения выбирает Жозеф Гран?

  • Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и после эпидемии.
  • Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать.
  • До чумы это был самый типичный мелкий служащий.
  • В городе его не замечали.
  • Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело.
  • Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.
  • Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии.
  • Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться.
  • Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу.
  • А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.
  • Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.
  • Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной.
  • Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства.
  • Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся.

Итоговый текст (для учителя).

Жизнь Жозефа Грана можно разделить на до и во время эпидемии. До чумы это был самый типичный мелкий служащий. Он предстает перед нами длинным, тощим, в широком не по мерке костюме с повадками личности незначительной. Двадцать два года назад он из-за отсутствия средств вышел из учебного заведения, не получив диплома, и согласился занять должность сверхштатного служащего мэрии. Он не мог выпрашивать себе должности, поэтому продолжал выполнять самые скромные функции чуть не до седых волос.

В городе его не замечали. Он всем рассказывал, что любит своих племянников, вспоминает о родителях, ездит во Францию к родственнице повидаться. Гран никогда не стеснялся показывать свои чувства. А еще у него была тайна, по вечерам он писал книгу и мечтал добиться совершенства.

Когда начинается эпидемия чумы, Жозеф Гран оказывается среди сопротивляющихся. Он не прячется, как старичок с кошками, не радуется несчастьям других людей, как контрабандист Котар, а продолжает выполнять свою работу. Он берет на себя организацию статистики, единственного, что он умеет делать. Благодаря ему в городе знают, сколько людей заболело, сколько умерло, сколько выздоровело. Именно благодаря ему, город впервые узнает об отступлении болезни.

Группа 3.

Образ Рамбера

  • Кем по профессии является Рамбер? Каким образом он оказывается в городе?
  • Что он хочет сделать, когда узнает о чуме?
  • Почему он решает сбежать из зачумленного города? Какие действия для этого он предпринимает?
  • Что повлияло на изменение его решения? Как его характеризуют слова "стыдно быть счастливым одному?"
  • Как вы думаете, почему именно ему дано спасение от чумы?

Группа 4.

Образ Тару

Задание: представьте героя, составив монологическое высказывание в форме текста-рассуждения (можете составить план ответа). Используйте при ответе дополнительные материалы и подготовленные дома фрагменты из романа.

Будьте внимательны: в последнем предложении вы должны САМОСТОЯТЕЛЬНО сформулировать ответ на вопрос: какой путь, по мнению Тару, приведет человечество к миру?

  • "Тару ухитряется видеть людей и предметы в перевернутый бинокль"
  • "Я только считаю, что на нашей планете существуют бедствия и жертвы и что надо по возможности стараться не встать на сторону бедствия".
  • "Я знаю только, что надо делать, чтобы перестать быть зачумленным, и лишь таким путем мы можем надеяться на воцарение мира или за невозможностью такового - хотя бы на славную кончину. Вот каким путем можно облегчить душу людям и если не спасти их, то хотя бы, на худой конец, причинять им как можно меньше зла, а порой даже приносить немножко добра".
  • "В мои годы хочешь не хочешь - приходится быть искренним. Лгать слишком утомительно".

(на доске записываются пути спасения, которые избирает каждый герой: Риэ - долг врача, выполнять свою работу: Жозеф Гран - помогать тем, чем ты можешь; Рамбер - проблема выбора, почувствовать свою сопричастность беде; Тарру - сочувствие, состардание )

Каждый из героев борется своими путями, их борьба приводит к благополучному итогу - чума побеждена. Но ведь даже Тару, который говорит о сочувствии, произносит необычные слова: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".

Как вы относитесь к данному утверждению Тару, согласны ли вы с ним. Какой путь спасения видите вы?

Напишите небольшое сочинение-рассуждение, аргументировав свое мнение. При работе используйте материалы части 2 на ваших карточках.

Часть 2 рабочей карточки.

Напишите небольшое рассуждение, ответив на вопрос, согласны ли вы с высказыванием Тару: "Мне доподлинно известно:, что каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась. И надо поэтому безостановочно следить за собой, чтобы, случайно забывшись, не дохнуть в лицо другому и не передать ему заразы".

Какой путь борьбы со злом (путь спасения) можете предложить вы? Аргументируйте свою точку зрения?

Вырази свое отношение

1. Я вполне согласен с позицией автора (героя) текста, так как (потому что):

2. Я не совсем согласен с мнением автора (героя), потому что:

3. Я считаю, что автор (герой) абсолютно прав, утверждая, что:

4. По-моему, автор (герой) не совсем прав, когда говорит, что:

5. Нельзя не согласиться с позицией Тару, а значит и автора :

6. Конечно же, автор прав!

7. Можно привести много доказательств правоты автора:.

Вырази свое мнение: Я думаю, я полагаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему, по моему мнению, я уверен в том, что:;

Для завершения сочинения можно использовать слова: Следовательно; итак; таким образом; подводя итог, хочу сказать;

Ответ: (2-3 сочинения)

У: Какой путь спасения страны в момент бедствия предлагала русская литеартура?

Ответ: путь души (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой)

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: почему только Риэ и Рамберу Камю дает спасение в романе?

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 310 стр.
  • Жанр:з арубежная классика, л итература 20 века
  • Теги:р оманы-притчи, Ф ранция, э пидемияРедактировать

Теперь вы можете с легкостью переключиться с электронной на аудиоверсию (или наоборот) и продолжить читать или слушать произведение с того места, на котором остановились ранее.

Эта и ещё 2 книги за 399 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из персональной подборки. Узнать больше

«Чума» Альбера Камю —это роман-притча. В город приходит страшная болезнь – и люди начинают умирать. Отцы города, скрывая правду, делают жителей заложниками эпидемии. И каждый стоит перед выбором: бороться за жизнь, искать выход или смириться с господством чумы, с неизбежной смертью. Многие литературные критики «прочитывают» в романе события во Франции в период фашистской оккупации.

Книга Альбера Камю «Чума» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Самый удобный способ познакомиться с городом – это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают.

самым страшным пороком является неведение, считающее, что ему все ведомо, и разрешающее себе посему убивать.

«Вопрос: как добиться того, чтобы не терять зря времени? Ответ: прочувствовать время во всей его протяженности. Средства: проводить дни в приемной зубного врача на жестком стуле; сидеть на балконе в воскресенье после обеда; слушать доклады на непонятном для тебя языке; выбирать самые длинные и самые неудобные железнодорожные маршруты и, разумеется, ездить в поездах стоя;

Вообразите себе, к примеру, что даже такое глубоко личное чувство, как разлука с любимым существом, неожиданно с первых же недель стало всеобщим, всенародным чувством и наряду с чувством страха сделалось главным терзанием этой долгосрочной ссылки.

С этой книгой читают

Отзывы 25

Когда книги прочитаны в правильный момент, их восприятие становится острее. Трудно представить более правильного времени для такой умной и идеально рассказаной книги, чем тогда, когда весь мир захлестнула эпидемия. Где, как ни в ней найти ответы на свои вопросы, которые разрывают тебя не как стороннего наблюдателя, а жителя этого зачумленного города? Благодаря какому пастырю прийти к Богу, чем ни через те тексты, что с амвона произносит священник Камю. Гдеб как ни в ней принять позицию правды, в споре церковника и врача. Безупречный перевод, потрясающая мудрсть.

Захватывающая дух книга, эти переживания, сочувствия, просто бесценно.

Классика в своей истинной красе. Советую всем ценителям зарубежной литературы!

Эта книга выходит за рамки переосмысления реального события: оккупация фашизма. Она о том, что люди носители чумы, каждый своим движением привносит в этот мир смерть. И важно каждому быть целителем, не принимать смерть, микроб чумы, бороться с ним не только снаружи, но и внутри себя. Невозможно стать человеку святым, но бороться он обязан.

"Есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их". Несмотря на то в книге много душераздирателтных моментов, пропитанных образом смерти, после прочтения остаются светлые чувства и немного надежды, что этот мир намного лучше, чем кажется…

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Читайте также: