Конспект урока литературного чтения в 1 классе по УМК Школа России. Тема: А. Л. Барто Помощница, Игрушки.

Обновлено: 24.09.2022

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по УМК "Школа России" с игровыми и занимательными заданиями. Тема: А. Л. Барто "Помощница", "Игрушки".

Оценить

Кириллова Лариса Геннадьевна

МОУ Кувшиновская средняя общеобразовательная школа № 1,

Учитель начальных классов

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

по УМК «Школа России».

Тема: А. Л. Барто «Помощница», «Игрушки».

познакомить с жизнью и творчеством А. Л. Барто;

развивать речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление;

воспитывать положительные качества личности.

Оборудование: учебник, портрет А. Л. Барто, презентация о творчестве

А. Л. Барто, иллюстрации к стихотворениям, пословицы о чтении, кроссворд, карточки для организации групповой работы.

1.Организация класса.

Вот и прозвенел звонок.

Очень тихо вы садитесь

и работать не ленитесь.

- Ребята, соедините начало и окончание каждой пословицы и прочитайте их.

С книгой жить – лучший друг.

Хорошая книга – тот много знает.

Кто много читает, век не тужить.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

3.Повторение пройденного материала.

- Назовите авторов этих произведений, тогда узнаете тему нашего урока. (Дети читают вслух отрывки, если не могут назвать произведение и автора, выбирают себе помощника самостоятельно.)

Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался щенок, прыг – и ухватился за хвост. (Виталий Валентинович Бианки «Первая охота».)

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

- Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам! (Самуил Яковлевич Маршак «Угомон».)

– Кушай, Лада, - повторил я и подвинул блюдце поближе. Она протянула нос к молоку и залакала.(Михаил Михайлович Пришвин «Глоток молока».)

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей. (Лев Николаевич Толстой «Был у Пети и у Миши конь».)

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята.

Хрюкать!» (Корней Иванович Чуковский «Путаница».)

Чуковский

4.Изучение нового материала.

А. Л. Барто родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача. Одна из известнейших детских поэтов. Автор большого количества детских стихотворений; кроме того, писала прозу, киносценарии, пьесы, поэмы. Стихи начала писать ещё в гимназии и продолжила в балетном училище. Учителя В.В. Маяковский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак.

Многие из её стихов вы знаете с раннего детства. Вспоминать их мы будем вместе. Для этого разделимся на группы.

Работа в группах.

- Расположите строчки в нужном порядке, приготовьтесь к выразительному чтению. Вспомните название стихотворений.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

(После выступления каждая группа находит иллюстрацию к своему стихотворению и прикрепляет её к доске.)

- Все эти миниатюры и некоторые другие вы можете найти в сборнике «Игрушки».

Часто героиней стихов А. Л. Барто является девочка Таня. Сегодня мы узнаем о ней ещё одну историю.

- Как вы думаете, почему стихотворение так называется?

Чтение стихотворения «Помощница» учителем.

- Какие же дела были у Тани?

- От чего она так устала?

- Что она обещала сделать завтра?

- Почему стихотворение называется «Помощница»?

Повторное чтение стихотворения в парах. (Дети сами выбирают вид чтения: цепочкой, слабый повторяет за сильным и др.)

Выразительное чтение стихотворения.

- Что бы вы посоветовали Тане?

- А сейчас молча покажите, как вы помогаете дома.

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем,

Его полощем, отжимаем.

Подметаем всё кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем,

Угощаем вкусным чаем.

- Кто из вас так заботится о своих родителях? Молодцы!

- Разгадав ребус, вы узнаете, о ком будет следующее стихотворение.

Ученик читает наизусть «Мы не заметили жука».

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

И я зову на помощь маму:

- Что вы можете сказать об этих ребятах?

Игра: «Живые звуки».

- Назвав первые звуки слов, изображённых предметными картинками, вы узнаете, о ком думает герой следующего стихотворения.

Ученик читает наизусть «Разлука».

- Чему вас научило это стихотворение?

- Сейчас ребята покажут сценку «Ку-ку», автором которой является Агния Львовна.

Уже конец урока,

Уже десятый час.

Открылась дверь широко,

Вошёл Серёжа в класс.

Почему же, отчего же

Опоздал на час Серёжа?

- Мы в трамвае ехали,

От испуга бледная,

Собака лает, бедная,

И вокруг все бледные

И все рыдают, бедные.

Но я рукою твёрдой

Беру иголок дюжину

И пришиваю морду и хвост

Встаёт из-под трамвая,

Встаёт из-под трамвая.

Он расскажет сто историй,

Он найдёт пятьсот причин.

- Я, во-первых, болен корью,

Во-вторых, я зуб лечил.

В-третьих, умер я, ребята,

А в-четвёртых, вру не я:

У меня во рту запрятан

Аппаратик для вранья.

Я не врать бы очень рад,

Врёт проклятый аппарат!

Как Серёжу отучать?

Приложить ко рту печать?

Ключ приделать к языку?

Нет, кричать ему: «Ку-ку!»

- Была в трамвае давка,

Я сижу на лавке,

А он сидит внизу.

Я и двадцать кроликов.

- Я и двадцать кроликов.

Я сел у площади Свердлова,

Он один был, честное слово,

Пока доехал до вокзала,

Их гораздо больше стало.

Поглядел я под скамейку,

Вижу целую семейку,

Друг на друга все похожи…

Все с хвостами на боку…

Хором класс кричит Серёже:

-Я не мог явиться к сроку:

Я удил в реке сороку,

Помогал я рыбаку.

- У меня живёт жирафа,

Я кормил её со шкафа,

Прыгал прямо к потолку…

- Что придрались к пустяку?

Ну, проспал я на боку…

- Ах, вот это не «ку-ку»!

- Какая главная мысль этого стихотворения?

- Какие качества характера воспитывает А. Л. Барто у своих читателей? Чему вас научили её стихотворения?

- Мы с вами ещё не раз вернёмся к творчеству А. Л. Барто. Вы продолжите знакомство во 2, 3 и 4 классах, а я хотела вам посоветовать посетить библиотеку и прочитать книги, которые вы видите на выставке.

6.Домашнее задание.

- Прочитайте или выучите наизусть стихи А. Л. Барто из учебника или по вашему выбору. Можете нарисовать иллюстрации.

7.Дополнительный материал.

- Соотнесите прочитанные на уроке стихотворения и пословицы.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

Жизнь дана на добрые дела.

Кто вчера соврал, тому и завтра не поверят.

Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Материал интересный и познавательный, имеете практическую значимость. Необходимо детям доступно объя. Подробнее.

С удовольствием ознакомилась Вашей разработкой. Материал понравился, очень трогательный. Думаю, что . Подробнее.

С удовольствием прочитала Ваше эссе и порадовалась, что работа приносит вам удовольствие. К сожалени. Подробнее.

Очень полезный материал. Всем нам постоянно приходится готовить материал для лекций, для выступления. Подробнее.


Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.

Я во первых болен корью

Еще в середине прошлого века смертность от этого заболевания составляла около 2,6 миллиона человек. Всего через 50 лет количество смертей от коревой инфекции удалось снизить в 25 раз. Но и сегодня эта болезнь уносит множество жизней и вызывает серьезные последствия для здоровья тех, кто ей переболел. Разбираемся, как возникает инфекция, почему она опасна и как ее можно предотвратить.

Содержание статьи

  1. Что такое корь?
  2. Как развивается коревая инфекция?
  3. Какие виды кори у взрослых и детей бывают?
  4. Как можно определить инфекцию?
  5. Осложнения заболевания
  6. Диагностика
  7. Лечение кори
  8. Методы профилактики
  9. Частые вопросы
  10. Заключение эксперта:

Что такое корь?

Коревая инфекция известна человеку с незапамятных времен. Однако на протяжении долгого периода ее не выделяли в отдельную болезнь и не пытались ее лечить. Ситуация начала меняться по мере развития медицины и накопления научных знаний.

В IX веке один из восточных врачей Разес выделил характерную для кори сыпь в отдельное заболевание. Он считал ее одной из разновидностей оспы, поэтому и назвал ее по аналогии с «большой» болезнью morbilli (морбили). На основании этих данных английские и французские врачи также пытались описать и систематизировать эту болезнь.

Понять ее природу и описать этиологию кори удалось лишь в начале прошлого века. Исследовали Андерсон и Гольдберг использовали мазки из носоглотки больных коревой инфекцией людей для заражения обезьян. Чем подтвердил инфекционную природу болезни. Сам вирус удалось выделить лишь в 1954 году.

Возбудитель кори вирус — рнк-вирус из семейства парамиксовирусов. Помимо кори, они вызывают и другие инфекции верхних дыхательных путей, среди которых парагрипп и паротит (свинка). Для инфекции при кори характерна общая интоксикация и появление сыпи на коже и слизистых оболочках.

В 1963 году была разработана и выпущена на рынок первая прививка от кори, с помощью которой удалось снизить заболеваемость, тяжелое течение и смертность от этой болезни в несколько десятков раз. Почти 50% случаев коревой инфекции приходится на детей до 5 лет. Основная смертность также приходится на эту группу. Однако корь у взрослых также встречается.

Как развивается коревая инфекция?

Патогенез, этиология и микробиология кори на сегодняшний день хорошо изучены. Возбудителем кори является морбилливирус. Он проникает в организм через слизистые оболочки и оболочки глаз. Затем попадает в кровоток и распространяется по всему организму и поражает макрофаги.

Вирус имеет сродство к эпителиальной ткани, из-за чего вызывает поражения кожи (появление на ней характерной сыпи) и слизистых оболочек кишечника, слизистых оболочек и конъюнктивы. Заболевание носит острый характер и всегда начинается с высокой температуры.

Инкубационный период длительный. Первые симптомы могут появиться через 21 день после заражения. В среднем — 10 дней. Больной считается заразным за 4 дня до появления первых симптомов и до появления сыпи, что обычно происходит на 5 день после появления первых симптомов.

Коревая инфекция — высококонтагиозное заболевание. При контакте с больным человеком заражение происходит в 90% случаев, если пациент не болел раньше или не был вовремя вакцинирован. Пути передачи — воздушно-капельные, всегда от человека к человеку. В окружающей среде вирус неустойчив и легко разрушается под действием внешних факторов.

Многие интересуются вопросом — сколько раз болеют корью. Ответ — обычно один раз. После перенесенного заболевания или вакцинации формируется достаточно стойкий иммунитет, поэтому повторные заражения происходят крайне редко. Однако на фоне снижения иммунитета заразиться корью можно повторно.

Обратите внимание! Иммунитет к кори довольно стойкий. Обычно человек болеет этой болезнью один раз в жизни. Однако при низком иммунитете заразиться можно повторно.

Какие виды кори у взрослых и детей бывают?

В силу особенностей течения заболевания изучением кори занимается педиатрия. Именно дети до 5 лет составляют основную группу риска по этому заболеванию. Также в группу риска попадают люди с ослабленным иммунитетом и беременные женщины. Для беременных риск заключается в том, что коревая инфекция часто вызывает самопроизвольное прерывание беременности и гибель плода.

Классификация кори достаточно простая. Заболевание делят на группы по клинической картине, тяжести течения и наличия осложнений:

В течение какого времени больной вирусной инфекцией заразен для окружающих?


Продолжительность периода, в течение которого человек считается «заразным» после первых клинических проявлений инфекционной болезни, зависит от самой болезни и ее возбудителя. Кроме того, для многих заболеваний уже во время инкубационного периода, когда человек заразился вирусом, но еще хорошо себя чувствует и нет никаких внешних симптомов болезни, возбудитель может выделяться и передаваться другим.

ОРВИ

ОРВИ — это группа вирусных инфекций, характеризующихся общими проявлениями (например повышение температуры тела, ломота в теле) и поражением слизистой оболочки дыхательных путей. Человек, который болеет ОРВИ, считается заразным за несколько дней до появления первых проявлений болезни и пока не исчезнут все симптомы. В большинстве случаев этот период составляет около 2 нед. Как правило, общие проявления отмечаются в течение первых 2–3 дней, и именно в этот период существует высокий риск заразиться вирусом от больного.

Грипп

Грипп — острая вирусная инфекция, вызванная вирусом гриппа. Грипп считается одной из наиболее опасных вирусных инфекций дыхательных путей и ежегодно напоминает о себе в Украине в холодное время года. Как правило, наибольший риск заразиться вирусом гриппа от больного существует со дня появления первых симптомов до 3–7 дней после. Дети и лица с ослабленным иммунитетом могут быть заразными на несколько дней дольше.

Бронхит

Бронхит — это воспалительный процесс в бронхах, при котором поражается слизистая оболочка легких. Чаще всего возбудителями этого заболевания являются те же вирусы, которые вызывают ОРВИ, но возможны и другие причины развития болезни (бактерии). Поэтому продолжительность периода, когда больной бронхитом человек считается заразным, зависит от возбудителя заболевания.

Тонзиллит

Тонзиллит — это воспалительный процесс в небных миндалинах. Само по себе заболевание не является заразным, но вирусы, которые могут быть возбудителями тонзиллита (первичные инфекции), способны передаваться от больного другим людям. Поэтому риск заражения в каждом случае зависит от типа вируса.

Ветряная оспа

«Ветрянка» или ветряная оспа — это очень заразное инфекционное заболевание, которое чаще всего поражает детей. Больной ветряной оспой считается заразным в среднем в течение 10–12 дней от 1–2 дней до появления сыпи, весь период высыпания и до 5 сут после появления последней сыпи (пузырька-везикулы).

Корь

Корь — это одно из самых заразных вирусных заболеваний, которое может сопровождаться выраженной интоксикацией, лихорадкой, воспалением дыхательных путей, конъюнктивитом, появлением своеобразных пятен на слизистой оболочке ротовой полости и сыпью на коже. Симптомы кори появляются примерно через 10 дней после заражения вирусом, а наибольший риск заразиться от больного существует после проявления первых симптомов до высыпания. Инфекционный период длится до 5 дней от появления сыпи.

Эпидемический паротит

Эпидемический паротит, который называют «свинкой», — это острое очень заразное инфекционное заболевание, характеризующееся лихорадкой, общей интоксикацией организма, поражением слюнных, а иногда и других желез, которые имеют выводные протоки (половые, молочные, поджелудочная железа), центральной нервной системы. Наибольший риск заразиться паротитом от больного существует от нескольких дней до того, как напухают железы, до нескольких дней после этого.

Краснуха

Краснуха — это острая вирусная инфекция, сопровождающаяся точечно-пятнистой сыпью, общим увеличением лимфатических узлов, незначительным повышением температуры тела и конъюнктивитом. Больной считается заразным от 7 дней до появления сыпи и до 4 дней после. Чтобы не заразить других, особенно беременных, следует оставаться дома и стараться не контактировать ни с кем в течение 6 дней после того, как начинает появляться сыпь.

Опоясывающий герпес

Опоясывающий герпес, или герпес зостер — это вирусное заболевание, возбудителем которого является герпесвирус человека 3-го типа, возбудитель ветряной оспы. После перенесенной ветрянки возбудитель остается в организме и со временем может проявиться симптомами опоясывающего герпеса. Болезнь проявляется весьма болезненной сыпью, которая возникает тогда, когда вирус снова активизируется после определенного промежутка времени. Наибольший риск заразиться этой болезнью существует в течение 10–14 дней от появления сыпи до полного выздоровления.


— Мы в трамвае ехали, собаку переехали, от испуга бледная, собака лает, бедная, и вокруг все бледные и все рыдают, бедные.
Но я рукою твёрдой беру иголок дюжину и пришиваю морду и хвост туда, где нужно.
Собака, оживая, встаёт из-под трамвая, встаёт из-под трамвая. — Привет, — говорит, — жива я.


Он расскажет
Сто историй,
Он найдёт
Пятьсот причин.
— Я, во-первых,
Болен корью,
Во-вторых,
Я зуб лечил,
В-третьих,
Умер я, ребята,
А в-четвёртых,
Вру не я:
У меня во рту
Запрятан
Аппаратик
Для вранья.
Я не врать бы
Очень рад,
Врёт проклятый
Аппарат!


— Была в трамвае давка, я кролика везу. Я сижу на лавке, а он сидит внизу. Ехали мы, ехали. Охали мы, эхали… Наконец приехали, я и двадцать кроликов…


Я сел у площади Свердлова, он один был, честное слово, пока доехал до вокзала, их гораздо больше стало. Поглядел я под скамейку, вижу целую семейку, друг на друга все похожи… все с хвостами на боку…

НЕТ СЕРДЦА У ВАЛЕРИКА


Купила бабушка пугач,
Не отдала Серёже в руки.
— Нет, — говорит, — с тобой хоть плачь!
Ты слишком дерзок и горяч,
Мне не нужны такие внуки.


Серёжа взрослый: восемь лет,
И даже восемь с половиной.
И вот проснулся он чуть свет,
Явился к бабушке с повинной:



Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
Мы рычали и мычали,
По-собачьи лаяли,
Не слыхали замечаний
Анны Николаевны.


А она в ответ: — Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда — пастух.
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.

НО ПОЙМИТЕ И МЕНЯ


Я считаюсь эгоистом,—
Спит сестрёнка за стеной,
Я же с гиканьем, со свистом
В дом врываюсь как шальной.


А однажды был я волком,
За девчонкой мчался вслед.
И совсем она не знала,
Эта девочка с косой,
И совсем она не знала,
Что она была лисой.


Тогда я лёг лицом к стене,
И ждал я нахлобучки.
Вдруг мама бросилась ко мне:
— Давай возьму на ручки?


Видят — девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, что свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о.
Уу-уу-у.


Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
цапалась,
как кошка:
— Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые:
они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.


Оттирали губкой нос —
разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный
носик!
Он мыла
не выносит!
Он не будет белый:
он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.


Отмывали полосы —
кричала громким
голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.


Говорит она, толкаясь:
— Фу! Какая теснота!—
Говорит она старушке:
— Это детские места.
— Ну садись! — вздыхает та.

Прививки: быть или не быть?


Вопрос, ставить ли ребенку прививки, беспокоит многих родителей. Эта тема связана со множеством страхов, мифов и сомнений.

Вопрос, ставить ли ребенку прививки, беспокоит многих родителей. Эта тема связана со множеством страхов, мифов и сомнений. Мы задали самые волнующие вопросы педиатру «ЕвроМед клиники» Елене Сергеевне Кочетковой.

— Елена Сергеевна, может ли быть два мнения по вопросу того, ставить ли прививки ребенку?

— Однозначно нет! Вакцинация – это единственный способ уберечь ребенка от множества опасных (и порой смертельно опасных) инфекций. Многие родители боятся осложнений после прививок, но уверяю вас, риск осложнений от перенесенных инфекций в разы выше. Если говорить про осложнения после прививок, то для начала надо различать нежелательные побочные эффекты и действительно реальные осложнения. Побочные эффекты обычно легко переносятся ребенком и быстро проходят. Что касается серьезных осложнений после прививок, то могу сказать, что за свою более чем 30-летнюю практику я всего два раза сталкивалась с действительно непредсказуемыми и серьезными осложнениями у детей. Да и то нельзя сказать, что они были совсем уж криминальными.

Обычно же осложнений можно избежать, подготовить ребенка к вакцинации с учетом его анамнеза, имеющихся у него заболеваний, аллергий.

— В каких случаях прививку не ставят по медицинским показаниям?

— Большинство наших медотводов – чисто российская перестраховка, уступка тревожным родителям. Заграницей основанием к временному отказу от прививки будет считаться, например, высокая температура, а у нас даже насморк, который был три дня назад для многих является поводом отложить прививку. В большинстве случаев прививка не влияет на выздоровление, так же, как выздоровление не влияет на прививку. Но у нас принято всё, что происходит с ребенком в течение длительного времени после введения вакцины, списывать на прививку. Мы забываем золотое правило: «после» не значит «вследствие».

Разумеется, есть случаи, когда вакцинацию лучше отложить. Это острое состояние при аллергии (в период ремиссии вакцинация аллергикам не просто можно, а нужно делать), высокая температура, ОРВИ, некоторые неврологические заболевания. Отдельный случай, когда вакцинацию рекомендуется отложить – наличие у ребенка до года доброкачественной нейтропении. Это состояние связано с адаптацией ребенка к нашим городским условиям, современным нагрузкам; проявляется тем, что в анализе крови наблюдается недостаточное количество нейтрофилов. Причем это количество не укладывается ни в норму, ни в состояние при болезни, а находится в среднем значении. В такой ситуации лучше не нагружать организм дополнительно, его иммунные силы сейчас и так ослаблены, и все силы направлены на то, чтобы адаптироваться к окружающей среде.

— Можно ли ставить прививки детям, склонным к аллергии, часто болеющим?

— В первую очередь! Конечно, в остром состоянии прививки не ставят. Но в состоянии ремиссии прививаться обязательно. Сами посудите, если ребенок часто болеющий, ослабленный, заразится какой-то серьезной инфекцией, то как он будет болеть? С высокой долей вероятности – очень тяжело, скорее всего, с осложнениями. Что касается аллергиков, то с ними дополнительно возникнет проблема – как их лечить, как он среагирует на заболевание, на лекарственные препараты. Опять же велик риск того, что заболевание будет протекать в тяжелой форме.

Поэтому аллергикам, часто болеющим детям, пациентам с пороком сердца вакцинация нужна обязательно.

— Есть мнение, что вакцинация может спровоцировать развитие аллергии у ребенка. Это так?

— Прямой связи здесь, конечно, нет. Но если у ребенка есть предрасположенность к аллергии, введение вакцины может послужить толчком к развитию заболевания. В данной ситуации сложно предположить, что опаснее, потому что сама инфекция или лекарственные препараты так же могут спровоцировать развитие аллергии.

— Многие родители задаются вопросом, стоит ли ставить прививки от гепатита В и туберкулеза сразу в роддоме – ведь новорожденный малыш еще так слаб. Может быть, разумнее дать ему время адаптироваться, а эти прививки поставить позже – допустим, в 3-6 месяцев?

— Ребенок сразу после рождения (да и еще находясь в утробе матери!) сталкивается с сотней микроорганизмов, и успешно их обрабатывает. Так что дополнительные пара антигенов, которые ему введут во время вакцинации не играют уже особой роди на фоне этого.

Иммунный ответ на БЦЖ (прививку от туберкулеза) развивается в течение 2-3 месяцев. Учитывая, что туберкулез встречается абсолютно во всех социальных слоях, в том числе среди весьма благополучных и обеспеченных людей, то когда же прививать ребенка, чтобы обеспечить ему надежную защиту?

Гепатит В – это такая болезнь, у которой в детском возрасте нет понятия «выздоровление». Если взрослый человек заболеет гепатитом В, то он имеет шанс взять его под контроль – при помощи соответствующего образа жизни и лекарственных препаратов. У детей же это невозможно. Они растут и поэтому гепатит у них может только активно прогрессировать.

В детском возрасте основной путь заражения гепатитом В – во время медицинских процедур. И никто не может знать, когда ребенку понадобиться медицинская помощь: неотложная операция, переливание крови после травмы, ДТП. Девочкам сейчас очень рано прокалывают уши – и это тоже риск заражения гепатитом.

Прививку от гепатита В неслучайно ставят в первые сутки после рождения – именно потому, что никто не застрахован от срочного медицинского вмешательства.

— Какие еще прививки, помимо тех, которые перечислены в календаре вакцинации, можно порекомендовать поставить ребенку?

— Прививку против ротавирусной инфекции . Ротавирус очень опасен в первые годы жизни ребенка. Более 90% детей с ротавирусной инфекцией госпитализируется в инфекционную больницу. Вообще, по статистике, более половины госпитализаций детей с острыми кишечными заболеваниями связаны с ротавирусной инфекцией. Болезнь сопровождается высокой температурой, сильной рвотой и диареей (поносом), что приводит к обезвоживанию, а для маленьких детей это может быть весьма опасно. Кроме того, дети могут болеть этой инфекцией неоднократно, так как у нее масса разновидностей. Вакцина защищает от ротавируса и значительно облегчает течение заболевания при смежных вирусах (норовирус, астровирус и др.).

Курс вакцинации включает в себя три прививки с интервалом в 4-10 недель, вакцина вводится перорально (то есть капли в рот). Первая прививка ставится в возрасте от 6 до 12 недель (не позже!), последняя прививка должна быть поставлена не позже 8 месяцев. После полного курса вакцинации у ребенка вырабатывается иммунитет к ротавирусной инфекции, который сохраняется до 5 лет. Ревакцинация не требуется.

Прививку против ветряной оспы . Эта прививка не входит в российский календарь прививок, в отличие от многих зарубежных стран, но я рекомендую ее делать. Ставить прививку от ветряной оспы можно, начиная с года ребенка.

Многие родители задаются вопросом: зачем она нужна, ведь если ребенок переболеет в детстве ветрянкой, то у него и так появится иммунитет на всю жизнь? Все так просто. В детском возрасте ветряная оспа действительно обычно переносится достаточно легко, особенно в случае, если мама ребенка имеет иммунитет к этой инфекции, и, соответственно, у маленького ребенка еще сохраняются материнские антитела. В более взрослом возрасте ветрянка, чаще всего, протекает достаточно тяжело и с большим количеством осложнений.

Многолетний опыт работы позволяет сделать следующие наблюдения: сейчас ветрянка достаточно сильно мутирует. Еще 15 лет назад большинство врачей относились к ветрянке достаточно спокойно, рассуждая так же: переболел с достаточно предсказуемыми последствиями, и иммунитет сформирован. Сейчас же вирус становится более агрессивным, каждый год фиксируются летальные исходы и серьезные осложнения! Высыпания появляются не только на коже, но и на слизистых, на внутренних органах: поверхности кишечника, бронхов, и это может привести к развитию тяжелых осложнений.

Кроме того, важно учитывать, что ветрянка вызывается генерализованной герпетической инфекцией. И герпес после этого из организма не уходит. Зачастую после 40 лет вирус просыпается и проявляется в виде неврологической реакции: опоясывающем лишае в межреберных промежутках. Это обычно связано со стрессами, со снижением иммунитета.

Таким образом, актуальность вакцинации против ветряной оспы уже не вызывает сомнений.

Вакцинация против ВПЧ . Вирус папилломы человека (ВПЧ) является основной причиной развития рака шейки матки. Соответственно, своевременная вакцинация девочек от ВПЧ является надежной защитой от развития рака. Иммунопрофилактика против ВПЧ рекомендована девушкам и молодым женщинам, которые еще не инфицированы ВПЧ. Желательно провести вакцинацию до начала половой жизни, обычно ее рекомендуют девочкам-подросткам в 12 лет. Стандартный курс вакцинации состоит из 3 доз и проводится по схеме (0-2-6 мес.): вторая доза – через 2 месяца после первой; третья доза – через 6 месяцев после первой.

Эту вакцину можно рекомендовать поставить всем девочкам. Но если есть семейный анамнез (онкология у кого-то из близких родственников, особенно – рак шейки матки, вульвы, влагалища), тогда эта прививка особенно нужна!

Мальчиков тоже рекомендуем прививать. Во-первых, с целью защитить их будущих любимых женщин, так как мальчики могут являться переносчиками ВПЧ. Во-вторых, ВПЧ может являться одним из факторов развития онкологии половой системы и у мужчин, хотя это и проявляется значительно реже.

Таким образом, повторим еще раз: только вакцинация является надежной защитой от множества тяжелых инфекций. Давайте не будем ставить эксперименты на своих детях, проверяя их устойчивость к инфекциям и играя в русскую рулетку: легко они переболеют или получат тяжелейшие осложнения от заболевания, от которого мы легко могли их защитить всего лишь поставив прививку.

Справка

Вакцинация – это самое эффективное средство защиты вашего ребенка от инфекционных заболеваний. При помощи прививок успешно борются с вирусами кори, краснухи, паротита (свинки), ветряной оспы, полиомиелита, гепатита В, ротавирусной инфекции и с бактериями, вызывающими туберкулез, дифтерию, коклюш, столбняк, гемофильную инфекцию.

Суть вакцинации заключается в том, что ребенку прививается ослабленный или убитый болезнетворный агент (или искусственно синтезированный, аналогичный настоящему) с целью стимулировать выработку организмом антител к нему. Календарь прививок – это перечень вакцин и схема их введения, утвержденная Министерством здравоохранения РФ. В календаре прививок регламентируются плановые прививки и прививки, которые делают по эпидемиологическим показаниям.

Плановые прививки ставятся от массовых инфекций, которые протекают тяжело, имеют высокую вероятность неблагоприятных последствий или летального исхода. Их проводят, начиная с рождения ребенка, по специальному графику. Кроме утвержденных в календаре прививок вы можете отдельно поставить по желанию прививки от некоторых тяжелых инфекций: ветряной оспы, вируса папилломы человека, ротавирусной инфекции и др.

Прививки по эпидемическим показаниям ставятся в случае возникновения вспышек некоторых инфекций; людям, живущим или посещающим эпидемиологически неблагополучные районы; работникам определенных специальностей (медицинские работники, учителя и др.). Например, всем жителям Новосибирской области рекомендуется ставить прививку от клещевого энцефалита – опасной инфекции, которой можно заразиться при укусе клеща.

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Читайте также: