МИГРАЦИЯ \ КонсультантПлюс

Обновлено: 02.10.2022

МИГРАЦИЯ

Вводятся новые правила, направленные на предотвращение завоза на территорию РФ и распространение инфекционных заболеваний, включенных в перечень социально значимых заболеваний и представляющих опасность для окружающих

В случаях, предусмотренных законом, иностранный гражданин (лицо без гражданства) для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство проходит медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие факта употребления им наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным органом, и ВИЧ-инфекции. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования на территории соответствующего субъекта РФ.

По результатам медицинского освидетельствования иностранные граждане и лица без гражданства получают медицинские документы о наличии или об отсутствии у них инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и ВИЧ-инфекции на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Данные о прохождении медицинских осмотров и медицинского освидетельствования подлежат внесению в федеральную государственную информационную систему сведений санитарно-эпидемиологического характера.

Документом, подтверждающим прохождение медицинских осмотров, является личная медицинская книжка, оформленная на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.

Иностранному гражданину, обратившемуся с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве проживания этого гражданина, разрешение на временное проживание выдается при условии представления в территориальный орган МВД России на бумажном носителе медицинских документов, подтверждающих отсутствие факта употребления им наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции.

Иностранный гражданин, прибывший в РФ в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган МВД России, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, в течение 30 суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления им наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

В случае принятия решения о выдаче разрешения на работу иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы, обязан представить лично в течение 30 календарных дней со дня въезда в РФ в территориальный орган МВД России медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления им наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции. При наличии документально подтвержденных уважительных причин указанные медицинские документы и сертификат могут быть поданы иностранным гражданином в более поздний срок, не превышающий 30 календарных дней со дня устранения уважительных причин.

Разрешение на временное проживание, вид на жительство и разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а ранее выданные указанные документы аннулируются в случае, если данный иностранный гражданин является потребителем наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, либо страдает одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, либо не представил выданные по результатам медицинского освидетельствования медицинские документы и сертификат.

Указанные положения не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства, страдающих заболеванием, вызываемым ВИЧ-инфекцией, в случае, если указанные иностранные граждане и лица без гражданства имеют членов семьи (супруга (супругу), детей (в том числе усыновленных), родителей (в том числе приемных) - граждан РФ либо иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, и при этом отсутствуют нарушения ими законодательства РФ о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции.

ВОЗ: инфекционные заболевания среди мигрантов не влияют на здоровье коренного населения европейских стран

19 марта в Москве прошла презентация первого в истории доклада о состоянии здоровья беженцев и мигрантов в Европейском регионе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Эксперты рассказали о том, как влияют миграционные потоки на коренное население.


Доклад о состоянии здоровья беженцев и мигрантов в Европейском регионе ВОЗ «Охрана общественного здоровья невозможна без охраны здоровья беженцев и мигрантов» был подготовлен в партнерстве с Национальным институтом проблем здоровья, миграции и бедности (Италия). По данным составителей, миграция приобретает все более масштабные объемы в мире в целом и в России в частности.

По словам Виктории Мадьяновой, руководителя Сотрудничающего центра ВОЗ по обучению лиц в сфере профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями (МГМУ им. Сеченова), согласно последним данным, около 17 млн граждан въезжало на территорию РФ в 2018 году и свыше 10 млн находилось здесь в течение года.

«Поэтому проблема изучения здоровья мигрантов для нас — актуальная задача, — говорит Виктория Мадьянова. — Но у нас крайне мало официальных данных по состоянию здоровья мигрантов и беженцев, находящихся на территории РФ. Чтобы иметь хоть какое-то представление об этом, при составлении доклада мы брали за основу разные данные и подсчеты. Нам удалось подтвердить, что именно неинфекционные заболевания в большинстве случаев становятся причинами смертности в Европейском регионе ВОЗ».

В докладе представлены 53 страны с численностью населения примерно 900 млн человек. По словам экспертов, около 10% населения этих стран — мигранты и беженцы, люди, родившиеся в другой стране.

«Это 90 млн человек, которые получают недостаточно качественные услуги, отличающиеся от тех, что может позволить себе коренное население. Важно знать об этом, в том числе с точки зрения возможных вспышек заболеваний. В частности, в России находится около 15 млн мигрантов», — заявил Сантино Северони, координатор программы «Миграция и здоровье» Европейского регионального бюро ВОЗ.

По его словам, система здравоохранения многих европейских стран, которые столкнулись с потоком мигрантов и вынуждены были их принять, не была готова к этому. В частности, людям недоступны в полной мере медицинские и социальные услуги.

Инфекционные заболевания

Как утверждают эксперты, во время миграции может увеличиваться риск возникновения инфекционных заболеваний. Проживание в антисанитарных условиях и использование загрязненной воды до или во время миграции повышают риск различных инфекций: бактериальных, вирусных и паразитарных. Но в целом население мигрантов здоровее обычно и моложе коренного.

«Отсутствие доступа к медицинским услугам, конечно, усиливает рост заболеваний. Но у нас нет таких данных, какие инфекции и сколько заболеваний было передано местному населению, — подчеркнул Сантино Северони. — Несмотря на то, что в миграционных потоках присутствуют эти заболевания, никогда их количество не доходило до критических отметок».

По словам эксперта, иногда появляются тропические заболевания, но это мало отличается от тех рисков, которые испытывают европейцы, путешествуя в тропические страны. У них больше риска заболеть лихорадкой Денге и импортировать потом ее в свою страну.

Специалисты считают, что люди с туберкулезом не представляют угрозы общественному здоровью, потому что мигранты обычно живут в своем закрытом обществе переселенцев, и возможность передачи невелика. 50% новых случаев туберкулеза в год представлено в группах людей, которые не родились в том месте, где они проживают на данный момент.

«Туберкулез вызывает ряд неоднозначных симптомов и не всегда поддается диагностике. Около одной четверти населения мира имеют латентный туберкулез, и риск того, что они на протяжении всей своей жизни заболеют им, составляет 5-15%. Однако более 80% случаев туберкулеза среди мигрантов зафиксированы в 18 государствах Европейского региона (Россия, Белоруссия, Армения, Болгария, Грузия)», — говорится в докладе.

Примерно 40% новых случаев ВИЧ регистрируются среди людей, родившихся за пределами страны, представившей отчет. Эксперты уверены, что на ВИЧ влияет тот факт, что эти люди игнорируются системой медицинских услуг, задерживается время постановки диагноза, и, соответственно, они гораздо позже получают лечение, и смертность от этого увеличивается.

«Но в этом случае они могут распространить заболевание и среди коренного населения. Поэтому важно обеспечить доступ к медицине в стране пребывания мигрантов», — подчеркнул Северони.

Закон для всех

Если объединить все инфекционные и неинфекционные заболевания, то можно увидеть, что хронические заболевания (диабет, онкологические заболевания и т.д.) являются гораздо большей причиной для беспокойства, чем инфекционные, считает Северони.

«Доступность различного рода услуг, как здравоохранения, так и социальной сферы для мигрантов или вынужденных переселенцев — очень сложная тема в нашей стране. Хотя по закону они имеют одинаковые права с коренным населением на получение этих услуг», — рассказала Светлана Петрова, замглавы Минтруда РФ.

«Несмотря на то, что авторам доклада сложно было получить точную информацию о заболеваниях среди мигрантов, этот отчет важен для принятия решений на всех уровнях власти, — подытожила Виктория Мадьянова, руководитель Сотрудничающего центра ВОЗ по обучению лиц в сфере профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями (МГМУ им. Сеченова). — Но этот доклад позволяет получить ясное представление о том, какие ответные меры стоит предпринять в системе здравоохранения, прежде всего для удовлетворения потребности мигрантов для оказания медицинской и медико-социальной помощи».

Борьба с инфекционными заболеваниями


Инфекционные заболевания представляют собой серьезную угрозу для здоровья человека и иногда могут угрожать международной безопасности в области здравоохранения. Социально-экономические, экологические и поведенческие факторы, а также международные поездки и миграция способствуют и увеличивают распространение инфекционных заболеваний.

Инфекции с высоким риском заболеваемости и смертности - это новые и возвращающиеся инфекции, которые не только угрожают здоровью и жизни локально, но могут вызвать разрушительные последствия одновременно в нескольких странах или даже во всем мире в случае пандемий.

Профилактика и инфекционный контроль - это практический, основанный на научно- обоснованных данных подход, который предотвращает нанесение вреда пациентам и работникам здравоохранения от инфекций, которых можно избежать. Он основан на опыте борьбы с инфекционными заболеваниями, эпидемиологии и укреплении системы здравоохранения. Инфекционный контроль занимает уникальную позицию в области обеспечения безопасности пациентов и обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения, поскольку они актуальны для работников здравоохранения и пациентов в каждом отдельном медицинском учреждении1.

1 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Всемирной организации здравоохранения:

Ни одна страна, ни одно учреждение здравоохранения, даже в рамках самых передовых и совершенных систем здравоохранения, не могут претендовать на то, что они свободны от проблемы инфекций. Необходимость наличия программ по профилактике и контролю за инфекциями на национальном уровне и на уровне учреждения четко подчеркнута в списке 100 основных показателей здоровья ВОЗ.

ВОЗ играет ведущую роль в реагировании на такие угрозы и помогает странам в создании потенциала и стратегий для предотвращения, обеспечения готовности к возникновению рисков, связанных с высоко-опасными инфекциями.

ЕРБ ВОЗ работает с государствами-членами, международными организациями и другими учреждениями, чтобы помочь странам усилить свои программы по борьбе с инфекционными заболеваниями. Но доступ к услугам во многих частях Региона недостаточен. Более бедные страны Региона сталкиваются с двойным бременем неадекватных систем здравоохранения и постоянных инфекционных заболеваний.

В сотрудничестве с правительствами ЕРБ ВОЗ разрабатывает нормы и стандарты, руководства и инструменты общественного здравоохранения, чтобы помочь странам в реализации эффективных программ профилактики и контроля заболеваний и устранения их факторов риска. На сегодняшний день, несомненно, достигнут значительный прогресс, однако новые инфекционные заболевания продолжают создавать проблемы для общественного здравоохранения2.

2 При подготовке Информационного бюллетеня использованы материалы с сайта Европейского регионального бюро ВОЗ:

Международные медико-санитарные правила

Наиболее важным документом ВОЗ в борьбе с чрезвычайными ситуациями, связанными с инфекционными болезнями, являются «Международные медико-санитарные правила». Суть этих Правил заключается в предотвращении международного распространения болезней, предохранении от них, борьбе с ними и принятии ответных мер на уровне общественного здравоохранения, которые соизмеримы с рисками для здоровья населения и ограничены ими и которые не создают излишних препятствий для международных перевозок и торговли.

Международные медико-санитарные правила (ММСП) (2005 г.) имеют обязательную юридическую силу для всего правительства каждого государства-члена ВОЗ, а не для какого-либо отдельного министерства, агентства, ведомства или сектора. Это означает, что центральное место в ММСП (2005 г.) занимает многосекторальный подход, предполагающий сотрудничество между всеми соответствующими национальными секторами для обнаружения, оценки и реагирования на различные потенциальные угрозы в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение.

Соглашения об обмене информацией и сотрудничестве между этими секторами имеют исключительно важное значение как на регулярной основе, так и при чрезвычайных ситуациях; они позволяют ММСП достигать цели предотвращения, защиты, контроля и реагирования на международное распространение болезней, избегая при этом необоснованных вмешательств в международные перевозки и торговлю.

Ярким примером инфекции, вызвавшей пандемию в этом году, является коронавирус COVID-19. Коронавирусы - большое семейство вирусов, способных вызывать болезни от обычной простуды до более серьезных состояний. Новый коронавирус - это новый штамм коронавируса, который ранее не выявлялся у людей. Страны всего мира усилили меры эпиднадзора, чтобы оперативно выявлять и диагностировать потенциальные случаи COVID-19.

Странам Европейского региона рекомендуется продолжить подготовку к возможным случаям завоза вируса, следуя требованиям Международных медико-санитарных правил (2005 г.). ВОЗ опубликовала предназначенные для всех без исключения стран рекомендации о том, как выявлять потенциально больных людей, проводить тестирование образцов, осуществлять лечение пациентов, организовать инфекционный контроль в учреждениях здравоохранения и надлежащее материальное обеспечение, а также вести информационную работу с общественностью3.

Подробнее на сайте Европейского регионального бюро ВОЗ:

Публикации Всемирной организации здравоохранения:

 Глобальный эпиднадзор за случаями заболевания COVID-19, вызванными инфицированием человека новым коронавирусом 2019 г. Временные рекомендации 20 марта 2020 г. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2020 г. - 5 стр.

В настоящем документе обобщенно представлены текущие рекомендации ВОЗ по ведению глобального эпиднадзора за случаями заболевания COVID-19, вызванными инфицированием человека новым коронавирусом 2019 г. Данные рекомендации следует рассматривать в совокупности с рекомендациями ВОЗ в отношении важнейших мер по подготовке, обеспечению готовности и реагированию, в которых настоятельно рекомендуется осуществлять активное выявление случаев заболевания, тестирование, а также отслеживание контактов независимо от сценария передачи инфекции. Представление сводных данных по заболеваемости следует рассматривать в качестве временной меры при отсутствии возможности представления данных на уровне отдельных случаев. ВОЗ продолжит обновлять данные рекомендации по мере поступления новой информации о заболевании COVID-19.

Полный текст руководства на русском языке на сайте Всемирной организации здравоохранения:

Учреждения долговременного ухода (далее - УДУ), такие как дома-интернаты и реабилитационные центры, - это учреждения по уходу за лицами с физической или психической инвалидностью, многие из которых - лица пожилого возраста. Проживающие в УДУ лица относятся к уязвимым категориям населения; для них характерен более высокий уровень риска неблагоприятных исходов и инфекционных заболеваний в связи с постоянным пребыванием в замкнутом пространстве с другими людьми. В силу этого обстоятельства для обеспечения защиты здоровья постояльцев, персонала и посетителей в УДУ должны приниматься особые меры предосторожности.

Данные временные рекомендации предназначены для администрации УДУ и должностных лиц, ответственных за обеспечение предотвращения заражения COVID-19 в УДУ. Цель документа - предоставить рекомендации относительно организации противоинфекционного контроля в УДУ в контексте вспышки COVID-19 для: 1) предупреждения заноса вируса COVID-19 в стены учреждения; 2) предупреждения распространения вируса COVID-19 в учреждении; 3) предупреждения распространения вируса COVID-19 за пределы учреждения. ВОЗ будет обновлять эти рекомендации по мере поступления новой информации.

Рекомендации по поддержанию психического здоровья и психосоциального состояния во время вспышки COVID-19. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2020 г. - 6 стр.

ВОЗ и органы общественного здравоохранения во всем мире борются со вспышкой COVID-19. Тем не менее, этот кризис вызывает стресс у населения.

Рекомендации, представленные в этом документе, были разработаны Департаментом по охране психического здоровья ВОЗ, которые могут использоваться для поддержки психического и психосоциального благополучия в различных целевых группах во время вспышки заболевания.

Клиническое руководство по ведению пациентов с тяжелыми острыми респираторными инфекциями при подозрении на инфицирование БВРС-КоВ. Временные рекомендации - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2015 г. - 13 стр.

Настоящий документ предназначен для клиницистов, оказывающих помощь пациентам в критическом состоянии (взрослым и детям) с тяжелыми острыми респираторными инфекциями (ТОРИ). Он не заменяет собой клиническую подготовку врачей и консультации специалистов, а лишь помогает оптимизировать существующие подходы к ведению ТОРИ и содержит ссылки на последние руководства и рекомендации.

Так как принципы ведения детей и взрослых, находящихся в критическом состоянии, во многом схожи, в данном документе приведены общие рекомендации, применимые при

ведении пациентов любого возраста, а при необходимости даны соответствующие уточнения, касающиеся определенных возрастных групп.

Guidelines on Core Components of Infection Prevention and Control Programmes at the National and Acute Health Care Facility Level (Руководство Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по основным компонентам программ профилактики инфекций и инфекционного контроля на уровне учреждений экстренной медицинской помощи). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2016 г. - 90 стр.

Внутрибольничные инфекции являются одним из наиболее распространенных побочных эффектов при оказании медицинской помощи и серьезной проблемой общественного здравоохранения, влияющей на заболеваемость, смертность и качество жизни. У 7% пациентов в развитых и 10% в развивающихся странах в любой момент времени может развиться хотя бы одна из таких инфекций. Эти инфекции также ложатся тяжелым экономическим бременем на общество в целом. Тем не менее, высокая доля случаев внутрибольничных инфекций предотвратима посредством эффективных мер профилактики и инфекционного контроля (ПИИК). Краеугольным камнем таких действий является эффективная система ПИИК. В Международных медико-санитарных правилах (ММСП) эффективная профилактика инфекций и инфекционный контроль указывается как ключевая стратегия борьбы с угрозами общественному здоровью международного значения. Позднее, в Целях в области устойчивого развития Организации Объединенных Наций (ЦУР) была подчеркнута важность ПИИК как фактора, способствующего оказанию безопасных, эффективных и качественных медицинских услуг, в частности, в области водоснабжения, санитарии и гигиены (WASH), а также фактора, способствующего обеспечению всеобщего охвата услугами здравоохранения. Новые руководящие принципы по основным компонентам программ ПИИК являются главной частью стратегий ВОЗ по предотвращению настоящих и будущих угроз, укреплению устойчивости служб здравоохранения и оказанию помощи в борьбе с устойчивостью к противомикробным препаратам (УПП). Они также предназначены для оказания поддержки странам в разработке их собственных национальных протоколов в области ПИИК и УПП, а так же для оказания поддержки медицинским учреждениям в разработке или укреплении их собственных подходов к ПИИК. Успешное выполнение рекомендаций и получение передового опыта зависит от надежности стратегии внедрения и четкого и правильного определения процесса адаптации и интеграции в соответствующие стратегии на региональном, национальном уровне и уровне ЛПУ. Эффективность внедрения будет зависеть от существующих систем здравоохранения в каждой стране, включая имеющиеся ресурсы, текущий потенциал и политику. Решающее значение также имеет поддержка основных заинтересованных сторон, партнерских учреждений и организаций.

Система оценки мероприятий по профилактике инфекций и инфекционному контролю на уровне учреждений. - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. - 15 стр.

Это структурированная анкета, состоящая из вопросов закрытого типа (не предполагает развернутый самостоятельный ответ) с соответствующей системой бальной оценки. Она в первую очередь предназначена для самостоятельного заполнения в медицинском учреждении (т. е. для самооценки), но может также использоваться для совместных оценок при тщательном обсуждении внешними экспертами (например, Министерством здравоохранения, ВОЗ или другими заинтересованными сторонами) и персоналом учреждения. Данный инструмент предназначен для учреждений неотложной медицинской помощи, но может быть использован и в других медицинских учреждениях стационарного типа. Хотя некоторые показатели разработаны преимущественно для стран с высоким и средним уровнем дохода, это глобальный инструмент, который может использоваться для оценки стандартов ПИИК в любой стране. Цель данного инструмента заключается в оценке текущей ситуации в области ПИИК в вашем учреждении, т. е. существующих видов деятельности/ресурсов ПИИК, и выявлении сильных сторон и пробелов, что может послужить основой для разработки будущих планов. Его можно рассматривать в качестве диагностического инструмента, позволяющего учреждениям выявлять проблемы или недостатки, требующие устранения, и выявлять области, которые отвечают международным стандартам и требованиям.

Protecting the Blood Supply During Infectious Disease Outbreaks. Guidance for National Blood Services (Защита системы переливания крови во время вспышек инфекционных заболеваний. Руководство для национальных служб крови). - Всемирная организация здравоохранения. Женева. 2019 г. - 49 стр.

Этот руководящий документ направлен на оказание помощи национальным службам крови в разработке национальных планов реагирования на любые возникающие инфекционные угрозы для обеспечения безопасности снабжения кровью от известных или вновь выявленной инфекции. В нем обсуждаются элементы, которые должны быть рассмотрены национальными службами крови, и даются рекомендации по различным вариантам реагирования, которые могут быть доступны.

В приложениях к документу содержится дополнительная информация, которая может помочь национальным службам крови в разработке их собственных планов по оценке рисков крови доноров и риска передачи инфекции через переливание крови.

Отчёт по проведению подготовительной рабочей конференции по учреждению Европейской региональной лабораторной специальной группы по особо опасным патогенам (Лабораторной специальной группы). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. - 22 стр.

вызванными особо опасными патогенами (ООП). Как часть данной программы, инициатива "Хорошие лаборатории - крепкое здоровье" (Better Labs) сосредоточена на укрепление ключевых лабораторных возможностей стран, поскольку лабораторные услуги являются основой для клинического и санитарно-эпидемиологического реагирования на инфекционные угрозы. Международные сети по лабораторному надзору, обеспечению готовности и реагированию представляют собой важный механизм укрепления лабораторий, потому что могут служить в качестве как платформы для обмена информацией и опытом, так и системы направления диагностических образцов для первичного и подтверждающего тестирования. Из числа приоритетных стран WHE в Европейском регионе ВОЗ ряд стран не участвуют в международных лабораторных сетях по обеспечению готовности и реагированию на ООП, что является основным пробелом. Для решения этой проблемы Европейское региональное бюро ВОЗ учреждает Европейскую региональную лабораторную специальную группу по особо опасным патогенам (Лабораторную специальную группу). С целью создания Лабораторной специальной группы в январе 2019 года в Стамбуле была проведена рабочая конференция, чтобы обсудить техническое задание Лабораторной специальной группы и ассоциированных партнеров, создать инструмент оценки лабораторного потенциала и его возможностей, обсудить потребность и учреждение внешней оценки качества для приоритетных ООП, а также обсудить деятельность по налаживанию связей Лабораторной специальной группы.

Европейская региональная лабораторная специальная группа по особо опасным патогенам. Техническое задание. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. - 6 стр.

Цель, стоящая перед Лабораторной специальной группой, заключается в укреплении готовности к вспышкам путем содействия приоритетным странам в Европейском регионе ВОЗ в улучшении их потенциала в отношении выявления вспышек заболеваний, вызванных особо опасными патогенами.

Хорошие лаборатории - крепкое здоровье. Укрепление лабораторных систем в Европейском Регионе ВОЗ. Отчет о 3-м совещании партнеров, посвященному устойчивости к противомикробным препаратам. - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2019 г. - 35 стр.

Данный отчет описывает результаты третьего совещания партнеров "Хороших лабораторий" Регионального Европейского бюро ВОЗ, которое было проведено в Алматы, Казахстан, в октябре 2018 совместно с Программой по надзору за устойчивостью

к противомикробным препаратам (УПП) Регионального Европейского бюро ВОЗ. На конференции присутствовали 25 представителей национальных учреждений здравоохранения из 11 стран-участниц, включая шесть стран-участниц, формально состоящих в "Хороших лабораториях" (Кыргызстан, Республика Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан), а также 33 представителя 20 национальных и международных организаций, включая ВОЗ.

Приоритетными направлениями деятельности для конференции являлись:

• обсуждение того, как инициатива "Хорошие лаборатории - крепкое здоровье" помогает наращивать национальный потенциал для усиления вовлечения и ответственности стран (Направления деятельности 1 и 4); и

• обмен опытом, заслуживающими внимания достижениями и видами дополнительной деятельности между основными партнерами, присутствующими на конференции (Направление деятельности 4);

• обсуждение того, как улучшить управление качеством в лаборатории для усиления эпиднадзора за УПП (Направление деятельности 2);

• Выявить и обсудить дальнейшие потребности и подходы для усиления национальных и международных лабораторных производственных мощностей для ответных действий в случае обнаружения особо опасных патогенов (Направление деятельности 3).

Report on the status of laboratory networks for high threat pathogens in south-eastern European countries (Отчет о состоянии сети лабораторий для борьбы с патогенами высокой степени риска в странах Юго-Восточной Европы). - Европейское региональное бюро ВОЗ. Копенгаген. 2018 г. - 35 стр.

В рамках поддержки, оказываемой ВОЗ по Программе предотвращения чрезвычайных ситуаций в области здоровья, Европейское региональное бюро ВОЗ провело совещание с представителями стран Юго-Восточной Европы с целью выявить пробелы в работе медицинских лабораторий и определить возможности для их устранения. Встреча была проведена в рамках инициативы Европейского регионального бюро ВОЗ «Лучшие лаборатории для лучшего здоровья».

В работе совещания приняли участие 27 экспертов в области диагностики вирусных и бактериальных патогенов высокой степени риска из 11стран, в том числе из 7 стран Сети здравоохранения Юго-Восточной Европы, а также представители международной сети лабораторий (EMERGE, EVD-LabNet and MediLabSecure) и представители Объединенных организации по надзору за региональными болезнями. Совещание было организовано при сотрудничестве с Юго-Восточным Европейским центром по надзору и борьбе с инфекционными болезнями.

Л. Бокова: Совершенствование миграционной политики находится в центре внимания Совета Федерации

Сенатор провела семинар-совещание на тему «Миграция как фактор санитарно-эпидемиологического риска».

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству организовал семинар-совещание на тему «Миграция как фактор санитарно-эпидемиологического риска».

Бокова Людмила Николаевна

Провела заседание заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова. Бокова
Людмила Николаевна представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Саратовской области

В мероприятии участвовали члены СФ, депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Генеральной прокуратуры, Следственного Комитета, Верховного Суда, Уполномоченного по правам человека в РФ, МПА СНГ, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, научного сообщества, общественных организаций.

Людмила Бокова отметила, что невиданная прежде мобильность, а также вызванные различными причинами перемещения миллионов людей приводят к распространению вместе с потоками миграции инфекционных заболеваний. «Миграционный кризис в Европе продемонстрировал, что даже страны с развитыми системами здравоохранения сталкиваются со вспышками различных болезней. При этом, наряду с возвращением таких уже практически побежденных заболеваний, как корь и дифтерия, возможно распространение и новых опасных инфекций»

Парламентарий сообщила, что Россия входит в тройку мировых лидеров по количеству принимаемых мигрантов. «Поэтому тема совершенствования миграционной политики, в том числе вопросов охраны здоровья наших граждан и мигрантов, находится в центре внимания Совета Федерации».

Людмила Бокова напомнила, что за последние годы был принят комплекс законодательных мер, нацеленных на то, чтобы сделать процессы миграции более контролируемыми.

«Значимым решением стал переход к патентной системе для иностранных работников, которая предусматривает представление результатов медицинского освидетельствования при оформлении патента. В регионах создаётся сеть многофункциональных миграционных центров, в которых оперативно оформляются все необходимые документы и проводится медосвидетельствование мигрантов. Минздравом утверждён Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования патента и разрешения на работу в России», — сказала сенатор.

По данным Роспотребнадзора с каждым годом растёт число прошедших медосвидетельствование мигрантов, отметила Людмила Бокова. Вместе с тем увеличивается количество выявленных носителей инфекционных заболеваний, включая такие опасные, как ВИЧ-инфекция, гепатит и ряд других. Несмотря на принимаемые меры, постоянно выявляются носители опасных заболеваний из числа иностранных граждан, прибывших в Россию с различными целями и не проходивших медосвидетельствование для оформления патента на работу, отметила сенатор.

Серьезной проблемой остаётся теневой рынок поддельных медицинских справок.

Людмила Бокова подчеркнула, что важно развивать совместно с партнерами России по интеграционным объединениям, прежде всего в формате Евразийского экономического союза, механизмы медицинского обследования трудовых мигрантов. Договорённости в этой области могут быть достигнуты на уровне межправительственных соглашений.

Доклад: COVID-19 ставит под угрозу права мигрантов в Ливии

Story_Libya_migration

По мере продолжения пандемии COVID-19 её тяжелые последствия для тех, кто находится в наиболее уязвимой ситуации, усугубляются. Мигранты являются одной из наиболее пострадавших групп: под угрозой оказались их права на жизнь, здоровье, труд и социальную защиту.

Как отмечается в новом докладе Управления ООН по правам человека* о ситуации в Ливии, в условиях пандемии COVID-19 усугубилась ситуация с правами мигрантов, которые и до этого сталкивались с нарушениями прав, такими как насильственные исчезновения, физическое и сексуальное насилие, произвольное задержание, дискриминация, ксенофобия, эксплуатация и торговля людьми.

В то время как тысячи мигрантов продолжают использовать опасный маршрут из Ливии через центральную часть Средиземного моря в поисках безопасности и достойной жизни в Европе, те, кто не может выбраться из Ливии, включая мигрантов, которые были перехвачены и насильственно возвращены в страну*, сталкиваются с опасностями и крайне неопределенным будущим.

Эта ситуация осложняется из-за последствий пандемии.

На основе исследований и интервью, проведенных в период с марта 2020 года по июнь 2021 года, в докладе проанализирован опыт мигрантов в Ливии в условиях пандемии. Авторы доклада призывают соблюдать и гарантировать права человека мигрантов в контексте продолжения борьбы с COVID-19 и восстановления.

Дискриминация мигрантов при доступе к медицинскому обслуживанию в Ливии

«Мне было очень больно, у меня текла кровь, - рассказывает Абдул*, 16-летний мигрант из Судана, который обратился за медицинской помощью в Триполи после несчастного случая. - Я взял деньги и пошел в больницу. Я отчаянно пытался остановить боль. Но когда я пришел, никто не хотел мне помогать. Мне сказали, что нет врача, который может принять меня. Мне просто сказали уходить».

Еще до пандемии доступ к медицинской помощи был серьезно затруднен, система здравоохранения страны была перегружена и испытывала значительную нехватку ресурсов. Доступ мигрантов к медицинскому обслуживанию был ограничен ещё больше, чем доступ местного населения. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов, почти две трети домохозяйств мигрантов и беженцев сообщают о трудностях при доступе к медицинской помощи по сравнению с 50 процентами домохозяйств граждан Ливии.

С началом пандемии возросла нагрузка на медицинские учреждения, при этом доступ к тестированию, профилактике и лечению был ограничен. Когда по всему миру появились вакцины, в Ливии наблюдался их дефицит, который сохраняется до сих пор.

В докладе говорится о том, что больницы и органы управления здравоохранением страны проявляют открытую дискриминацию в отношении мигрантов и отказывают им в медицинской помощи на основании их статуса.

Многие мигранты при этом боятся обращаться за медицинской помощью из-за риска произвольного ареста или задержания по причине их «нелегального» статуса. Одна женщина, которая пережила кораблекрушение и видела, как утонули мужчины, женщины и дети, рассказала о том, что, когда она обратилась в больницу, ее арестовали.

«Я так устала, я была в отчаянии, - рассказывает она. - Я пошла в больницу с маленьким ребенком и другими женщинами. Пришла полиция, и всех нас арестовали. Мы все промокли, нам не во что было переодеться. Вместо того чтобы позаботиться о нас, нас отправили в центр содержания и поместили под стражу».

В докладе Управление ООН по правам человека призывает правительство Ливии обеспечить своевременный и эффективный доступ к медицинскому обслуживанию для всех людей, независимо от их миграционного статуса. Я также призываю гарантировать включение всех мигрантов в программы вакцинации, предоставить приоритетное право получить прививку тем, кто находится в группе риска.

Рост расизма и ксенофобии в отношении мигрантов

По данным доклада, пандемия COVID-19 привела к еще большему росту широко распространенного в Ливии расизма и ксенофобии. Мигранты считались и продолжают считаться ответственными за распространение вируса и других инфекционных заболеваний, в результате чего они сталкиваются с открытой дискриминацией при доступе к медицинскому обслуживанию, надлежащему жилью и другим основным услугам.

В своих официальных аккаунтах в социальных сетях власти Ливии говорят о том, что распространение вируса можно остановить, если прекратить «нелегальную миграцию». В Триполи протестующие, включая главу муниципалитета, пытались заблокировать открытие медицинского центра, предназначенного для оказания помощи мигрантам и гражданам страны.

Авторы доклада призывают правительство Ливии принять меры по искоренению опасных и негативных общественных представлений о мигрантах и миграции, в том числе путем принятия мер по предотвращению, мониторингу и преодолению стигмы и проявлений расизма, ксенофобии, а также подстрекательства к дискриминации, ненависти и насилию.

Распространение COVID-19 в местах заключения: «Никакого социального дистанцирования»

В докладе отмечается резкий рост количества людей, находящихся в миграционных центрах в Ливии, и увеличение заболеваемости COVID-19 из-за содержания в условиях тесноты и антисанитарии, а также в связи с ограниченными возможностями тестирования и нехваткой медикаментов. По состоянию на апрель 2021 года, не менее 4 000 человек находились под стражей во множестве официальных и «неофициальных» центров содержания по всей стране, которые считаются незаконными, способствующими дегуманизации* и не обеспечивают минимальные необходимые стандарты надлежащей правовой процедуры или условий содержания.

«Мы здесь, как сельди в бочке, - говорит 22-летняя мигрантка. - У нас нет воды, вентиляции, нормальной еды, санитарных условий, гигиенических принадлежностей, одежды. Как мы можем соблюдать эти требования? Здесь невозможно обеспечить социальное дистанцирование».

Авторы доклада призывают немедленно прекратить произвольные задержания в Ливии и освободить мигрантов из центров содержания. Управление ООН по правам человека считает, что нужно применять альтернативные методы при соблюдении прав человека, необходимо немедленно освободить детей, семьи и других мигрантов, находящихся в уязвимой ситуации.

Более справедливое общество после окончания пандемии

В докладе говорится об ухудшении ситуации в Ливии, которая до того была тяжелой и опасной*, из-за дальнейшего увеличения разрыва в области социальной защиты и серьезных нарушений прав человека мигрантов.

«Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что изоляция и дискриминация отдельных групп делает всех нас слабее, - подчеркнула Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет. - Чтобы построить общество, более устойчивое к любым кризисам, нам нужно действовать в духе солидарности».

В докладе также говорится о том, что выполнение его рекомендаций позволит правительству Ливии предпринять конкретные шаги по снижению негативных последствий пандемии, более эффективному восстановлению и созданию «более справедливого, устойчивого, процветающего и мирного общества в Ливии и за ее пределами».

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Читайте также: