Может ли отказ от прививки привести к отстранению от работы?

Обновлено: 02.10.2022

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста может ли отказ от прививки АКДС влиять на отстранение от работы.

Получен запрос на уточнение вопроса. 19 января 2017 - 17:01
А кем Вы работаете?

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (ред. от 24.12.2014) "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 июля 1999 г. N 825

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ РАБОТ,

ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ СВЯЗАНО С ВЫСОКИМ РИСКОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЕЗНЯМИ И ТРЕБУЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК

В соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 38, ст. 4736) Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

РАБОТ, ВЫПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ СВЯЗАНО С ВЫСОКИМ

РИСКОМ ЗАБОЛЕВАНИЯ ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЕЗНЯМИ И ТРЕБУЕТ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК

1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.

6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.

8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.

9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.

10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.

11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.

12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, если Вы осуществляете пед деятельность, работодатель может Вас не допустить к работе, пока у Вас не будет прививки.

Если такая прививка обязательна при Вашем виде трудовой деятельности, то работодатель вправе отстранить работника от работы на весь период, пока такая прививка не будет сделана.

Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ

(ред. от 31.12.2014, с изм. от 19.12.2016)

"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 51н утвержден национальный календарь профилактических прививок, согласно которому проводится ревакцинация против дифтерии и столбняка взрослым от 18 лет каждые 10 лет.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999г. №825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения прививок.

Согласно ст.76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.

Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (ред. от 24.12.2014) "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок"

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (ред. от 24.12.2014) "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок"

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок".

6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

1. "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" от 15.07.99 N 825.

2. "Об утверждении перечня поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок и профилактических прививок по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий" от 02.08.99 N 885.

Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3766);

1. "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" от 15.07.1999 N 825.

2. "Об утверждении перечня поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий" от 02.08.1999 N 885.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок".

5. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (с изменениями от 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 15 сентября 2005 г.).

При угрозе возникновения инфекционных заболеваний профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводят всему населению или отдельным профессиональным группам, контингентам, проживающим или приезжающим на территории, эндемичные или энзоотичные по чуме, бруцеллезу, туляремии, сибирской язве, лептоспирозу, клещевому весенне-летнему энцефалиту. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заражения инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.99 N 825.

Презумпция непривитости


Роспотребнадзор заявил, что вакцинация против коронавирусной инфекции в РФ «в настоящее время является добровольной для всех категорий граждан, в том числе работников образовательных организаций». Разъяснение последовало после обращения Минпросвещения и Общероссийского профсоюза образования в Минтруд с просьбой уточнить, может ли повлечь отказ учителей от прививки отстранение от работы. «Поскольку вакцинация проводится во многих субъектах РФ при отсутствии необходимых правовых разъяснений и медицинских консультаций, в педагогических коллективах нарастает социальная напряженность»,— поясняют инициаторы обращения. Педагоги, а также врачи, соцработники, пенсионеры и люди, проживающие в городах-миллионниках, отнесены правительством к «приоритету первого уровня» при вакцинировании от COVID-19. В Роспотребнадзоре заверили, что прививка может стать для них обязательной только после соответствующих постановлений главных санитарных врачей субъектов России.

Министерство просвещения России и Общероссийский профсоюз образования в четверг обратились в Минтруд с просьбой дать «дополнительные разъяснения» по вопросам обязательности вакцинации учителей от коронавируса. Авторы запроса, замминистра просвещения Виктор Басюк и председатель профсоюза Галина Меркулова, просили Минтруд пояснить, могут ли учителя отказаться от процедуры, если нет соответствующего решения об обязательной вакцинации главного санитарного врача России или его коллег в регионах. «Поскольку вакцинация проводится во многих субъектах РФ при отсутствии необходимых правовых разъяснений и медицинских консультаций, в педагогических коллективах нарастает социальная напряженность»,— говорится в письме. В нем указывается, что законодательно не установлено, в каких случаях отказ от прививки может повлечь такие санкции, как отстранение от работы или перевод на дистанционный режим.

“Ъ” предполагал, что для значительной части россиян вакцинация фактически может стать обязательной еще в конце декабря прошлого года, когда прививку от коронавируса внесли в Национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Юристы, с которыми беседовал “Ъ”, обратили внимание на противоречие в законодательстве: с одной стороны, согласно закону, процедура вакцинации в стране добровольная, с другой — отказ от прививки может повлечь временный отказ в трудоустройстве или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заразиться инфекционными болезнями.

Перечень таких профессий утвержден постановлением правительства РФ №825. В него, в частности, входят учителя, врачи и соцработники.

С тех пор в ряде регионов люди этих профессий действительно сообщают об обязательной вакцинации. Так, на принуждение пожаловались бурятские педагоги из Байкальского колледжа туризма и сервиса. Причем даже после вмешательства омбудсмена руководство учебного заведения продолжало настаивать, что «без прививки допуска к работе не будет». Ранее в Новокузнецке власти распорядились организовать обязательную вакцинацию для учителей, пояснив, что «в соответствии с календарем профилактических прививок работники образовательных организаций относятся к приоритету первого уровня». Закрытое сообщество «Врачи РФ» провело опрос среди более 2 тыс. специалистов, и каждый седьмой респондент сообщил, что прививка «Спутником V» в его лечебном учреждении является принудительной. Кроме медиков и педагогов к приоритету первого уровня, согласно обновленному календарю прививок, Минздрав причислил работников соцслужб и МФЦ. А в феврале в этот перечень были включены люди старше 60 лет и жители городов с численностью населения от 1 млн человек.

Таким образом, медицинское ведомство дало понять, что в вакцинации от коронавируса в приоритетном порядке нуждается едва ли не большая часть населения РФ.

Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова, комментируя “Ъ” запрос в Минтруд, уточнила, что как у учителей, так и вообще у населения России есть «определенная боязнь» вакцинироваться. Госпожа Куприянова говорит, что есть регионы, где переболели от 60% до 80% педагогов, и там, по ее словам, к необходимости привиться «относятся с пониманием». В регионах, где эпидемиологическая обстановка более благоприятная, учителя протестуют активнее, «так как не почувствовали, что такое переболеть в тяжелой форме». «Мы всецело поддерживаем государственную политику в вопросах вакцинации, потому что надо сохранять генофонд, экономику страны и заботиться о населении,— сказала “Ъ” Татьяна Куприянова.— С нашей точки зрения, необходима тщательная разъяснительная работа, которая помогла бы избавиться от надуманных излишних страхов, не связанных с возможными последствиями прививки».

В Минпросвещения прокомментировать инициативу не смогли, а в Минтруде “Ъ” рекомендовали обратиться в профильный Роспотребнадзор.

«В настоящее время юридических оснований для отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции не имеется»,— ответили в санитарном ведомстве, а также уточнили, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов России и их заместители наделены полномочиями «выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».

Только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение от работы,— заявили “Ъ” в Роспотребнадзоре.— В настоящее время таких постановлений не принималось».

«Вакцинация в РФ в настоящее время является добровольной для всех категорий граждан, в том числе и работников образовательных организаций»,— подчеркнули в ведомстве. Таким образом, разъяснения касаются всех категорий граждан, отнесенных правительственным постановлением №825 к так называемому приоритету первого уровня,— врачей, соцработников, пенсионеров и людей, проживающих в городах-миллионниках.

Впрочем, медицинский адвокат Полина Габай считает, что разъяснение санитарного ведомства не снимает правовых противоречий. Вакцинация в соответствии с законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», напоминает она, является добровольной, но де-факто обязательной для некоторых категорий лиц ее делают положения того же закона, предусматривающие, что отсутствие прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень этих профессий утвержден постановлением правительства и включает медработников и работников образовательных организаций. «Постановления главных государственных санитарных врачей на территории того или иного субъекта действительно регулируют вакцинацию для образовательных организаций, но это касается не педагогов, а учеников. Для учеников вакцинация является обязательной, только если риск заболевания определен государственным санитарным врачом. Однако вопрос вакцинации учителей регулируется постановлением правительства»,— считает госпожа Габай.

Все права на опубликованные на сайте Общероссийского Профсоюза образования материалы охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Любое использование материалов допускается только по согласованию с их авторами с обязательной активной ссылкой на источник.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание веб-сайтов, на которые даны ссылки.

Медиков и учителей (не) отстранят от работы за отказ прививаться от COVID-19

Вакцинация от COVID-19 стала одним из центральных вопросов 2021 года. Притом это далеко не праздная тема для обеденного разговора. Для ряда граждан она приобрела не только теоретический, но и практический смысл. Медики, учителя и ряд других профессий оказались фактически приперты к стенке. Вакцинация хоть и добровольна, но для них довольно принудительна, ведь отказ от нее влечет за собой отстранение от работы или отказ в приеме на работу. Учителя и медики входят в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825). И их невыполнение влечет за собой упомянутые ранее последствия (статья 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

Во многих регионах работодатели придерживаются идентичной позиции. Так, недавно Минздрав Новосибирской области заявил , что работодатели вправе отстранять от работы непривитых врачей и учителей. Да и мы неоднократно выражали подобное мнение, однако на днях Роспотребнадзор высказал альтернативную, гораздо более гуманную позицию, а именно:

В настоящее время юридических оснований для отстранения учителей от работы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции не имеется. Вакцинация против новой коронавирусной инфекции включена только в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а не в национальный календарь прививок.

При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. И только при наличии таких постановлений отказ от вакцинации по эпидемическим показаниям может повлечь отстранение от работы. В настоящее время таких постановлений не принималось.

Вакцинация в Российской Федерации в настоящее время является добровольной для всех категорий граждан, в том числе и работников образовательных организаций.

Платон мне друг, но истина дороже

Безусловно позиция Роспотребнадзора должна хоть немного ослабить имеющееся социальное напряжение. Во многих регионах работодатели придерживаются довольно жесткой позиции и заняты организацией настоящей прививочной гонки. И в страхе даже не всегда готовы учитывать медицинские противопоказания работников к вакцинации, хотя это безусловное основание для отвода без каких-либо юридических последствий (ст. 11 ФЗ № 157). А теперь ближе к делу.

Точка зрения надзорного органа вполне понятна и приказом Минздрава от 21.03.2014 № 125н действительно утверждено два перечня прививок: национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Однако из положений закона (часть 2 статьи 5 ФЗ № 157) вытекает дословно следующее — отсутствие профилактических прививок влечет:

  • временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
  • отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Напомним, что перечень таких работ установлен Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (далее – Перечень № 825). Буквальное толкование нормы закона дает основание сделать вывод о том, что само по себе отсутствие профилактических прививок (вне зависимости от того входят они в нацкалендарь прививок или в календарь прививок по эпидпоказаниям) влечет за собой отстранение от работы, если таковая входит в Перечень № 825. Норма закона содержит общий термин «профилактические прививки» и не связывает обсуждаемые последствия с возникновением массовых инфекционных заболеваний или угрозой возникновения эпидемий, факт наличия которых определяется мотивированным решением главных государственных санитарных врачей (ГГСВ). Такое решение обязательно для временного отказа в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения. То есть решение ГГСВ служит основанием для недопущения студента в вуз, но юридически не связано с отстранением педагога или медика, выполняющего работу из Перечня № 825.

Решением ГГСВ

Не оспаривается право главных государственных санитарных врачей выносить мотивированные решения о проведении профилактических прививок по эпидпоказаниям при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний (статья 10 ФЗ № 157, ст. 51 ФЗ № 52). Однако надо понимать, что часть 2 статьи 5 ФЗ № 157 является специальной по отношению к статье 10 того же закона и затрагивает только определенную группу граждан, работа которых априори связана с высоким риском инфекционных заболеваний и, скажем так, не требует дополнительного подтверждения санитарным врачом. Таким образом, полагаем, что законодатель фактически определил обязательность вакцинации данной группы лиц вне зависимости от мотивированного решения ГГСВ и именно поэтому частью 2 статьи 5 предусмотрено их отстранение от работы без каких-либо допусловий. Конечно же, с учетом категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, установленных календарем прививок. Напомним, что работники медицинских и образовательных организаций относятся к приоритету 1-го уровня вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (Приказ Минздрава России от 21.03.2014 № 125н).

Позиция об отстранении от работ лиц, входящих в перечень № 825 без привязки к постановлению ГГСВ, поддерживается на практике не только органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья (выше приведена позиция минздрава Новосибирской области), но и Минздравом России, который изложил идентичное по сути мнение, отвечаю на запрос нашей компании о вакцинации работников сферы услуг от COVID-19 (относятся к приоритету 2-го уровня). К слову, они также попали «под раздачу» и многие работодатели активно занялись вакцинацией сотрудников сферы предоставления услуг. Но, пожалуй, оставим это для следующего разбора.

А что касается медиков, то помимо всего вышесказанного, пункт 3.8 МР 3.1.0229-21. 3.1. «Профилактика инфекционных болезней…», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 18.01.2021, содержит указание на то, что персонал медицинских организаций подлежит профилактической иммунизации против COVID-19 в соответствии с календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям (пункт не содержит условия о мотивированном решении ГГСВ).

И напоследок

В завершение отметим, что комментарии Роспотребнадзора не могут не радовать, так как накал страстей вокруг вакцинации превысил разумные пределы и прививка от COVID-19 не должна становится инструментом давления. Хотя надо согласиться, что в России по сравнению с рядом других стран, ковидная жизнь вольготна, а ограничения минимальны. Но в любом случае ситуация с вакцинацией совершенно неоднозначна с правовой точки зрения и, на наш взгляд, требует официальных разъяснений регулятора.

Можно ли отстранить от работы сотрудников без рекомендованных прививок

Вакцинация

1. Какие есть у работодателя законные основания для отстранения от работы новых работников без проведения рекомендованных прививок?
2. Каким образом обязать работников сделать рекомендованные прививки уже трудоустроенному персоналу?
3. Какие локальные акты необходимо для этого издать?

На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Статьей 29 ФЗ 52 предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).

Согласно ст. 11 ФЗ 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ) профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Статьей 9 ФЗ N 157 предусмотрено, что Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Исходя из проведенного анализа выданного Предписания, можно сделать вывод, что Обществу в срок до 01.10.2020г. необходимо устранить выявленные нарушения и в числе прочего провести вакцинацию сотрудников в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Вместе с тем Общество не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 11 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина.

Согласно части 1 статьи 8 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения.

Общество к указанному перечню вышеназванных органов не относится.

Также частью 3 статьи 5 ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что при осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Согласно пункту 18.8 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» факт проведения профилактической прививки или отказа от нее в письменном виде должен быть зафиксирован в медицинских документах постоянного хранения.

По смыслу закона отказ от проведения профилактической прививки оформляется в медицинской организации, проводящей профилактические прививки населению, и как медицинский документ хранится в данной медицинской организации. Положения действующего законодательства не предусматривают нахождение этих документов в распоряжении организации-работодателя гражданина, отказавшегося от проведения профилактической прививки, а также обязанности организации работодателя иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов.

Таким образом, по нашему мнению, неправомерным является возложение обязанностей на Общество по выполнению требований санитарного законодательства по иммунизации сотрудников Общества путем проведения профилактических прививок, в том числе по оформлению отказа.

Ссылка Управления в предписании на положения п. 6.2 СанПиН 3.1.2952-11 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита", п. 18.1 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", п. 12.2. "СП 3.1.1.2341-08. Профилактика вирусного гепатита B. Санитарно-эпидемиологические правила" не свидетельствует о наличии у Общества данных обязанностей.

В силу пункта 18.1 СП 3.1/3.2.3146-13 профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством РФ.

Указанная норма не устанавливает какой-либо обязанности, а, по сути, констатирует цель проведения профилактических прививок гражданам, а также в части порядка и условий их проведения ссылается на действующее законодательство.

Пункт 6.2 СП 3.1.2952-11 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита" предусматривает, что иммунизация населения против кори, краснухи и эпидемического паротита проводится в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, и также не устанавливает какой-либо обязанности непосредственно работодателя проводить указанные прививки.

Согласно п. 12.2 СП 3.1.1.2341-08. Профилактика вирусного гепатита B. Санитарно-эпидемиологические правила" вакцинация населения против гепатита B проводится в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям и инструкциями по применению медицинских иммунобиологических препаратов.

Указанные положения санитарных правил устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний.
Таким образом, приведенные положения Санитарных правил, на которые Управление сослалось в качестве правового обоснования выявленного нарушения, не предусматривают обязанность работодателя по организации иммунопрофилактики сотрудников, соответственно, возложение указанной обязанности, незаконно, нарушает права и законные интересы Общества.

Однако в некоторых случаях вакцинация является обязательной, в частности, для лиц, выполняющих работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, определен Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень N 825).

В него, в частности, включены работы в организациях, осуществляющих работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.

Соответственно, если в рассматриваемой ситуации работники трудятся на работах, указанных в приведенном Перечне, то работодатель обязан обеспечить проведение вакцинации указанных работников, а в случае отказа работников от вакцинации, работодатель имеет право отстранить их от работы, а сам письменный факт отказа от проведения вакцинации можно рассматривать как основание для исключения ответственности лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия.

Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации на работодателя не может быть наложена административная ответственность, так как принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий работодатель не вправе.
Отстранение от работы оформляется согласно требованиям ст. 76 ТК РФ. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

В виду того, что требования закона об обязательной иммунопрофилактике не обязывают работодателя обеспечить наличие у его сотрудников соответствующих прививок, но требуют от него обеспечения принятия мер, направленных на выполнение вышеизложенных положений санитарного законодательства, в том числе и на соблюдение права граждан на отказ от профилактических прививок, то рекомендуем порядок проведения вакцинации закрепить в локальном акте организации или трудовых договорах.
Решение работодателя должно быть отражено в приказе (распоряжении), в котором, желательно, обосновать необходимость вакцинации работников, ссылаясь на законодательство. С приказом о вакцинации должны быть ознакомлены все работники.

  • • вакцинация может входить в перечень услуг, предоставляемых работникам по договору добровольного медицинского страхования (далее - ДМС).
  • В данном случае работодатель оформляет для работников полисы ДМС путем заключения со страховой организацией договоров ДМС, предусматривающих оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников. Условие о вакцинации работников организации включается в перечень услуг, предоставляемых по договору ДМС. Вопросами вакцинации занимается медицинская организация.
  • • с медицинской организацией может быть заключен договор о проведении вакцинации работников организации.
  • В данном случае работодатель заключает договор напрямую с медицинской организацией (ст. 779 ГК РФ), у которой должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Условия проведения вакцинации указываются в договоре.
  • • работодатель возмещает работникам их расходы на оплату медицинской услуги по осуществлению вакцинации.
  • В данном случае работники самостоятельно проходят вакцинацию в медицинском учреждении по их выбору. Гражданин имеет право выбора медицинской организации и врача с учетом согласия врача (ст. 21 Закона N 323-ФЗ, п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ).

Особого внимания заслуживают противопоказания для вакцинации

В список противопоказаний к вакцинации включены следующие состояния (п. 3.1 МУ 3.3.1.1095-02, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.01.2002):

Противопоказания вакцинации (кликните, чтобы увеличить)

Таким образом, учитывая данные обстоятельства, обязательной вакцинации подлежат работники, чья профессиональная деятельность связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

В данной ситуации, это работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.

1. Выбрать один из способов вакцинации, перечисленных выше. Предпочтительным вариантом, на мой взгляд, является заключение договора с медицинской организацией.
2. От работников, чья профессиональная деятельность связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и отказавшимся от проведения обязательной вакцинации, получить письменный отказ от прохождения вакцинации.
3. Руководствуясь письменным отказом от прохождения вакцинации, зафиксировать факт непрохождения данным работником вакцинации.
Для этого могут быть составлены докладная записка ответственного должностного лица или акт, составленный и подписанный коллегиально.
4. Издать приказ об отстранении от работы работника, указав в нем Ф.И.О., должность работника, структурное подразделение, обстоятельства, послужившие основанием для отстранения от работы, - ч. 2 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ (непрохождение обязательной вакцинации), срок отстранения с указанием даты отстранения и до момента прохождения вакцинации. В приказе отразить, что заработная плата в период отстранения от работы работнику не начисляется.

Документально – подтвержденные данные об отказе будут являться основанием для освобождения Общества от административной ответственности.

В дополнении к этому, отказ или уклонение от обязательной вакцинации, прописанной в правилах внутреннего распорядка работодателя, без уважительных причин является дисциплинарным проступком (в ст. 21 ТК РФ прописана обязанность работника по соблюдению правил внутреннего распорядка), за который работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности (ч. 1 ст. 192 ТК РФ).

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, а также в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Таким образом, если работник, который не имеет дисциплинарных взысканий, отказался пройти обязательную вакцинацию без уважительных причин, то работодатель вправе привлечь его к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Если впоследствии работник не пройдет вакцинацию повторно, работодатель вправе уволить его по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Правила прохождения вакцинации можно предусмотреть в трудовых или коллективных договорах, а также в локальном нормативном акте, в частности, в положении о социальной политике организации или правилах внутреннего трудового распорядка.

Сотрудников, которые не входят в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, работодатель не имеет права заставить пройти вакцинацию и соответственно не имеет права на применение положений ст. 76 ТК РФ для отстранения сотрудников от работы.

Однако можно предложить таким сотрудникам дополнительный день отдыха за прохождение рекомендованной вакцинации или оплатить этот день в двойном размере, то есть мотивировать (заинтересовать) работника в прохождении вакцинации.

С юридической точки зрения целесообразно оспорить выданное предписание обязывающее Общество провести профилактические прививки тех сотрудников, чья профессиональная деятельность не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

По всем вопросам вы можете обратиться к руководителю трудовой и административной практики Ирине Николаевне Питуновой:

Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
2. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 N 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок»;
4. Приказ Минздрава России от 21.03.2014 N 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 «Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13» (вместе с «СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила»).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 N 108 «Об утверждении СП 3.1.2952-11 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита» (вместе с «СП 3.1.2952-11. Санитарно-эпидемиологические правила. »).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 N 63 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» (вместе с «СП 3.1.2.3117-13. »).
8. «МУ 3.3.1.1095-02. 3.3.1. Вакцинопрофилактика. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок. Методические указания».
9. Иные подзаконные нормативные акты.

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Читайте также: