Опубликованные материалы на сайте СМИ Солнечный свет. Статья Тест по теме Пути достижения биологического прогресса. Биология 10 класс. Автор: Ручкина Ольга Валерьевна.

Обновлено: 02.10.2022

Автор: Ручкина Ольга Валерьевна
Тест "Пути достижения биологического прогресса" позволит коллегам проконтролировать знания учащихся на данную тему. Материалы подготовлены с учетом тестирования на ЕГЭ по биологии.

Автор: Ручкина Ольга Валерьевна

ТЕСТ по теме « ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА »

1. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра в современную эпоху - пример
А) биологического прогресса
Б) биологического регресса
В) идиоадаптации
Г) ароморфоза

2. Появление у древних млекопитающих четырёхкамерного сердца, теплокровности , развитой коры головного мозга - пример
А) идиоадаптации
Б) ароморфоза
В) биологического прогресса
Г) биологического регресса

3. Появление большого разнообразия видов насекомых на Земле - следствие развития их по пути
А) ароморфоза
Б) дегенерации
В) биологического регресса
Г) идиоадаптации

4. Примером идиоадаптации в эволюции животных служит развитие у
А) земноводных трехкамерного сердца
Б) кротов роющих конечностей
В) зверей волосяного покрова
Г) насекомых членистых конечностей

5. Какой признак НЕ считают ароморфозом у млекопитающих
А) волосяной покров
Б) четырехкамерное сердце
В) диафрагму
Г) укороченный хвост

6. Эволюция покрытосеменных растений по пути приспособления к опылению насекомыми - это пример
А) ароморфоза
Б) дегенерации
В) идиоадаптации
Г) биологического регресса

7. Укажите пример ароморфоза
А) уплощение тела у донных рыб
Б) возникновение покровительственной окраски у щуки
В) редукция кишечника у свиного цепня
Г) возникновение многоклеточности

8. К появлению каких систематических групп приводят изменения в организации видов животных и растений путем идиоадаптаций
А) царств
Б) семейств
В) типов
Г) классов

9. Большое разнообразие видов галапагосских вьюрков - это результат
А) ароморфоза
Б) дегенерации
В) идиоадаптации
Г) биологического регресса

10. Возрастание численности серой вороны в населённых пунктах - пример
А) ароморфоза
Б) дегенерации
В) биологического регресса
Г) биологического прогресса

11. Приспособления аскариды к паразитическому образу жизни, упрощение ее организации - пример
А) общей дегенерации
Б) ароморфоза
В) видообразования
Г) биологического регресса

12. Увеличение численности насекомых-вредителей сельскохозяйственных растений, - пример
А) ароморфоза
Б) дегенерации
В) биологического регресса
Г) биологического прогресса

13. Появление у земноводных в процессе эволюции трёхкамерного сердца, двух кругов кровообращения - пример развития органического мира по пути
А) ароморфоза
Б) идиоадаптации
В) дегенерации
Г) биологического прогресса

14. Переход наземных видов высших растений в водную среду обитания процессе их эволюции - это
А) ароморфоз
Б) дегенерация
В) идиоадаптация
Г) биологический регресс

15 . Результатом идиоадаптаций у птиц считают
А) появление перьевого покрова
Б) появление четырехкамерного сердца
В) многообразие форм клюва
Г) формирование высокоразвитой нервной системы

1 . Примером ароморфоза можно считать
А) появление пятипалой конечности у предков земноводных
Б) появление копыта в конечности млекопитающих
В) исчезновение конечностей у морских млекопитающих
Г) появление ласт у морских млекопитающих

2. Общее упрощение уровня организации обусловлено
А) идиоадаптацией
Б) биологическим прогрессом
В) дегенерацией
Г) биологическим регрессом

3 . Идиоадаптация приводит к возникновению новых систематических категорий
А) царств
Б) типов
В) классов
Г) родов

4 . Какая систематическая группа животных развивалась по пути ароморфозов
А) вид Прудовая лягушка
Б) род Лягушки
В) класс Земноводные
Г) отряд Бесхвостые

5 . Какой путь эволюции привел к образованию пятипалой конечности у наземных позвоночных животных
А) идиоадаптация
Б) дегенерация
В) ароморфоз
Г) регенерация

6 . Упрощение в строении животных, связанное с сидячим или паразитическим образом жизни, - это
А) общая дегенерация
Б) идиоадаптация
В) биологический регресс
Г) ароморфоз

7. Приспособления бычьего цепня к паразитическому образу жизни, упрощение его организации - пример
А) общей дегенерации
Б) ароморфоза
В) идиоадаптации
Г) биологического регресса

8 . Пример идиоадаптации
А) утрата червями-паразитами органов чувств
Б) разнообразие парных плавников у разных видов рыб
В) появление легких у земноводных
Г) четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих

9 . Разнообразие какой систематической группы формировалось путем идиоадаптации
А) типа членистоногих
Б) отряда грызунов
В) класса земноводных
Г) царства животных

10 . Эволюционное направление, которое характеризуется проявлением у организмов мелких приспособительных признаков,
А) идиоадаптация
Б) дивергенция
В) дегенерация
Г) ароморфоз

11 . Ластообразные конечности китов и дельфинов - это пример
А) идиоадаптации
Б) дегенерации
В) ароморфоза
Г) конвергенции

12 . Показатель биологического прогресса вида
А) симбиоз
Б) взаимопомощь
В) конкуренция
Г) высокая численность

13 . Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение: ''Ароморфоз ведет к''
А) общему подъему организации
Б) повышению интенсивности жизнедеятельности
В) формированию приспособлений широкого значения
Г) формированию частных приспособлений

14 . Какое изменение НЕ относится к ароморфозу
А) живорождение у млекопитающих
Б) прогрессивное развитие головного мозга у приматов
В) превращение конечностей китов в ласты
Г) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих

15 . Среди перечисленных примеров определите ароморфоз
А) появление легочного дыхания у земноводных
Б) утрата конечностей китами
В) формирование покровительственной окраски
Г) видоизменение конечностей у кротов

1 . К возникновению каких систематических категорий приводит идиоадаптация
А) царств
Б) типов
В) классов
Г) родов

2 . Укажите пример идиоадаптации
А) возникновение семени у голосеменных
Б) возникновение плода у цветковых
В) возникновение у цветковых растений нектарников
Г) появление фотосинтеза у растений

3 . Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называют
А) общей дегенерацией
Б) ароморфозом
В) идиоадаптацией
Г) регенерацией

4 . Чем обусловлено общее упрощение уровня организации организмов
А) идиоадаптацией
Б) биологическим прогрессом
В) дегенерацией
Г) биологическим регрессом

5. Сокращение численности вида в природе свидетельствует о его
А) широкой адаптации
Б) развитии по пути дегенерации
В) биологическом прогрессе
Г) биологическом регрессе

6 . Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?
А) экологическое разнообразие
Б) забота о потомстве
В) широкий ареал
Г) высокая численность

7. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей - показатель
А) ароморфоза
Б) дегенерации
В) биологического прогресса
Г) биологического регресса

8 . Расширение ареала зайца-русака - пример
А) дегенерации
Б) ароморфоза
В) биологического прогресса
Г) биологического регресса

9 . Среди перечисленных примеров определите ароморфоз
А) плоская форма тела у ската
Б) покровительственная окраска у кузнечика
В) четырёхкамерное сердце у птиц
Г) отсутствие пищеварительной системы у паразитических червей

1 0. Увеличение числа особей вида, расширение его ареала характерно для
А) биологического регресса
Б) ароморфоза
В) биологического прогресса
Г) идиоадаптации

11 . Какая систематическая группа животных формируется в результате крупных ароморфозов?
А) вид
Б) класс
В) семейство
Г) род

12 . Примером идиоадаптации может служить возникновение в процессе эволюции
А) колючек у кактуса
Б) крыла птицы
В) яйца пресмыкающегося
Г ) молочных желез млекопитающих

13 . Частные морфологические изменения, обеспечивающие приспособленность организмов к определенным условиям среды, называют
А) идиоадаптациями
Б) ароморфозами
В) конвергенцией
Г) дивергенцией

14 . Сужение ареала вида служит показателем
А) идиоадаптации
Б) общей дегенерации
В) биологического регресса
Г) ароморфоза

15 . Появление различных форм и окрасок цветков – это результат
А) идиоадаптации
Б) усложнения уровня их организации
В) ароморфоза
Г) географического видообразования

1 вариант: 1б, 2б, 3г, 4б, 5г, 6 а, 7г, 8б, 9в, 10г, 11а, 12г, 13а, 14в, 15в

2 вариант : 1а , 2б, 3г, 4в, 5в, 6а, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12г, 13г, 14в, 15а

3 вариант : 1г, 2в, 3а, 4в, 5г, 6б, 7в, 8в, 9в, 10в, 11б, 12а, 13а, 14в, 15а

660075, Красноярск ул. Маерчака 31А,пом. 15. каб. 48
119049, Москва 1-й Добрынинский переулок, 6



© 2016-2022 сетевое издание "Солнечный свет", 0+

Ответы к заданиям А22 по биологии


Задания А22 по биологии
1. Отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня – это
1) идиоадаптация
2) ароморфоз
3) геномная мутация
4) общая дегенерация
Ответ: 2
2. Влаголюбивые растения имеют множество устьиц и большие листья. Это
пример
1) биологического прогресса
2) идиоадаптации
3) ароморфоза
4) модификационной изменчивости
Ответ: 4
3. К сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции относят
1) сходство гемоглобина у человека и шимпанзе
2) сходство эмбрионов черепахи и крокодила
3) наличие гомологичных органов
4) универсальность генетического кода
Ответ: 3
4. Аналогичными органами являются
1) шерсть кошки и иглы ежа
2) конечность кузнечика и конечность бабочки
3) крыло летучей мыши и крыло бабочки
4) ласт кита и ласт моржа
Ответ: 3

5. Примером биологического прогресса является
1) возникновение полезной мутации у особи
2) полиплоидия у растений
3) расширение ареала вида
4) изменение генофонда популяции
Ответ: 3
6. Примером идиоадаптации может служить возникновение в процессе эволюции
1) колючек у кактуса
2) крыла птицы
3) яйца пресмыкающегося
4) молочных желез млекопитающих
Ответ: 1
7. Образование новых классов, родов, семейств относится к процессам
1) микроэволюционным
2) макроэволюционным
3) идиоадаптационным
4) внутривидовым
Ответ: 2
8. Генофонд популяции обогащается благодаря
1) модификационной изменчивости
2) межвидовой борьбе за существование
3) половому отбору
4) стабилизирующей форме отбора
Ответ: 3

9. В чем проявляется приспособленность сорных растений к сохранению вида?
1) они опыляются только насекомыми
2) имеют большую плодовитость
3) постоянно меняют среду обитания
4) размножаются семенами
Ответ: 2
10. Люди разных рас
1) не могут давать плодовитого потомства
2) приспособлены к строго определенным условиям среды
3) могут вступать в смешанные браки и иметь детей
4) относятся к разным видам
Ответ: 3
11. Какой из примеров не иллюстрирует механизм репродуктивной изоляции?
1) кваканье одних лягушек ранней весной, а других летом
2) разные брачные ухаживания и пение птиц
3) одни растения цветут в апреле, другие в июне
4) кактусы живут в пустыне, а лилии в воде
Ответ: 4
12. Примерами аналогичных органов могут служить
1) руки людей и обезьян
2) млечные и потовые железы человека
3) крылья стрекоз и птиц
4) ногти человека и копыта лошади
Ответ: 3
13. К результатам эволюции относится
1) изменчивость организмов
2) наследственность
3) приспособленность к условиям среды
4) естественный отбор наследственных изменений
Ответ: 3

14. Основным материалом для эволюционных изменений являются
1) модификации
2) мутации
3) разнообразие видов
4) отдельные генотипы
Ответ: 2
15. Нервная система диффузного типа существует у
1) кишечнополостные
2) насекомые
3) кольчатые черви
4) ресничных червей
Ответ: 1
16. Если диплоидный набор хромосом пчел равен 32, то 16 хромосом будет
содержаться в соматических клетках
1) матки
2) трутня
3) рабочей пчелы
4) зиготе
Ответ: 2
17. У всех хордовых на ранних стадиях эмбрионального развития существует(ют)
1) теплокровность
2) жаберные щели
3) два круга кровообращения
4) пятипалые конечности
Ответ: 2

18. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят
1) сходство зародышей хордовых животных
2) наличие сходных по функциям органов у животных разных классов
3) сходство белков у животных разных классов
4) существование останков растений и животных в виде отпечатков
Ответ: 4

Отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня это ароморфоз

Задание 17 № 29182
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых ниже примеров верны для пищевой цепи выедания?
1) начинается с растительного опада
2) последним звеном в цепи являются редуценты
3) с одного трофического уровня на другой передаётся около 10% энергии
4) продуценты в цепи отсутствуют
5) присутствуют продуценты и консументы
6) длина цепи зависит от продуктивности экосистемы

Правильный ответ 356.
Вопрос по 2) пункту. Кто в пастбищных цепях является последним звеном, если не редуценты?

Eduard, задача № 22283. Всего растений 159. Высоких - 81. 81/159=1/2. Карликовых тоже 1/2. Соотношение 1:1. Вывод: по признаку роста анализирующее скрещивание Р: Вв х вв.
С розовыми цветками - 121. 121/159=3/4. С белыми цветками 1/4. Соотношение 3:1. Классика по Менделю. Р: Аа х Аа.
Следовательно, родительские особи АаВв х Аавв. Независимое наследование (всё укладывается в законы Менделя).
Задача № 22311. Всего растений 105. Высоких 51/105= 1/2. Карликовых тоже 1/2. Соотношение 1:1. Анализирующее скрещивание. Р: Аа х аа.
Округлых 53/105=1/2. Грушевидных тоже 1/2. Соотношение 1:1. Анализирующее скрещивание. Р: Вв х вв.
Следовательно, родительские особи АаВв х аавв. Расщепление должно быть 1:1:1:1. А получилось 3:3:1:1. Противоречит гипотезе о независимом наследовании, но можно объяснить сцепленным наследованием.

Егор, вопрос очень щекотливый. Поставить редуцентов в конце пищевой цепи не будет ошибкой. Но чаще всего редуценты не фигурирует в схемах пищевых цепей. Они питаются отмершими организмами всех трофических уровней, а не только последним организмом в цепи питания. То есть, в общую иерархическую структуру пищевой цепочки они не вписываются. Редуценты идут как-бы параллельно цепочке первичных, вторичных и третичных потребителей.

З.26, ном.11235 можно ли написать, что результат макроэволюции ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация?

Задание 15 № 18487 Вопрос состоит в том,почему в ответе указана цифра 5,но при этом в примечании говорится,что некорректно указывать цифру 5? Может,тогда лучше убрать её из ответа вообще,потому что это очень путает. Или это просто я не понимаю что-то?
Укажите примеры дегенерации
1) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

2) сидячий образ жизни асцидий

3) многососковость у человека

4) примитивная нервная система у кишечнополостных

5) плохо развитые глаза у крота

6) двухслойное строение тела медуз

Пояснение.
Примеры общей дегенерации: отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня, сидячий образ жизни асцидий; пример частной дегенерации(то же самое, что идиоадаптация): плохо развитые глаза у крота .

Ответ: 125.
Примечание.
Некорректно указывать 5 пункт, поскольку это пример частной дегенерации. Общая дегенерация — одно из направлений эволюционного процесса, связанное с упрощением организации, в том числе утратой органов и их систем. Дегенерация возникает при переходе от активных форм жизни к упрощению образа жизни. Так, малая подвижность и пассивный тип питания двустворчатых моллюсков привели к исчезновению головы, свиной цепень-солитёр «потерял» пищеварительную систему.

Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы (частная дегенерация), причём однородные причины вызывают дегенерацию однородных органов у животных самых различных классов. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у подземных животных (крот), пещерных (протей), глубоководных. Малоподвижная жизнь вызывает дегенерацию органов движения. У сидячих форм вырабатываются обыкновенно особые механические приспособления для пассивного собирания плавающих в воде питательных веществ, и в то же время наблюдается более или менее полная дегенерация органов внешних отношений — органов движения и чувств. Жизненный режим таких животных приближается к образу жизни растений, и по первому внешнему впечатлению они и напоминают нередко растительные организмы (полипы, трубчатые черви).

1. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом?

1. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом?

Б) Появление яиц у пресмыкающихся и их развитие на суше;

В) Удлинение конечностей у лошади;

2. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией?

а) превращение листьев кактуса в колючки;

б) утрата органов кровообращения у плоских червей;

в) возникновение теплокровности;

3. Какое из направлений эволюции приводит к серьезным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?

4. Какое из утверждений является верным-

а) дегенерация не бывает прогрессивной;

б) дегенерация может быть прогрессивной;

в) дегенерация всегда приводит к вымиранию вида.

5. Разные виды додарвиновских вьюрков возникли путем:

в) идиоадаптации.
Ответ- 1б, 2а, 3б, 4б, 5в.

а) мхи размножаются спорами, а водоросли нет;

б) у мхов есть хлорофилл, а у водорослей нет,

в) у мхов есть органы, повышающие их организацию по сравнению с водорослями.

2. Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации:

а) ячеистые легкие у рептилий;

б) первичная кора головного мозга у рептилий;

д) отсутствие корней у повилики;

е) Возникновение неполной перегородки в желудочке сердца у рептилий;

з) молочные железы у млекопитающих;

и) отсутствие кровеносной системы у цепней;

к) отсутствие потовых желез у собак;

А- И- Д- 3. В результате появления хлорофилла растения перешли:

а) к автотрофному питанию;

б) к гетеротрофному питанию;

в) к смешанному типу питания.

4. Разнообразие приспособлений объясняется:

а) только влиянием условий среды на организм;

б) взаимодействие генотипа и среды;

в) только приспособлениями генотипа.

Ответ- 1в, 2- А-а, б, е, ж. И- в, з, к. Д- д, г, и.3а, 4б.

1. Какое из названных приобретений животных можно считать ароморфозом?

А) Утрата шерстяного покрова слонами;

2. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией?

3. Какое из направлений эволюции приводит к серьезным перестройкам организма и возникновению новых таксонов?

4. Какое из утверждений является верным-

5. Разные виды додарвиновских вьюрков возникли путем:

6. Водоросли относятся к низшим, а мхи к высшим растениям, потому что:

7. Что из перечисленного относится к ароморфозам, идиоадаптациям, дегенерации:

в) голый хвост у бобра;

г) отсутствие конечностей у змей;

А -, И -, Д -.

8. В результате появления хлорофилла растения перешли:

9. Разнообразие приспособлений объясняется:

Вставьте пропущенные слова:

ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

НАУКА
ОБРАЗОВАНИЕ
КУЛЬТУРА

Г.Б. Михненко. Дифференцированные задания для самостоятельных работ на уроках биологии по теме «Эволюционное учение»

В последнее время в школьную практику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.
Заслуживают внимание те из них, которые помогают развитию умений систематизировать полученные знания; самостоятельно их приобретать; использовать на практике. К ним можно отнести и различные виды дидактического материала.
Задания составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовывать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на обязательном и более высоком уровне.
Ниже приводятся только некоторые из разнообразных вариантов тестов, самостоятельных заданий по теме «Эволюционное учение», позволяющих осуществить как текущий, так и итоговый контроль знаний учащихся.

Тест «Эволюционное учение. Развитие органического мира»

1. Эволюция - это:
А - представление об изменении и превращении форм организмов;
Б - объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами;
В - необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;
Г – раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.

2. Движущей и направляющей силой эволюции является:
А - дивергенция признаков;
Б - разнообразие условий среды;
В - приспособленность к условиям среды;
Г - естественный отбор наследственных изменений.

3. Единицей эволюционного процесса является:
А - особь;
Б - популяция;
В - мутация;
Г - вид

4. Материалом для эволюционных процессов служит:
А - генетическая разнородность популяции;
В - благоприобретенные признаки;

5. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:
А - доклеточных форм жизни - вирусов;
В - биополимеров;
Г - фазовообособленных систем.

6. При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются, так как:
А - не меняются гены, определяющие эти признаки; Б - не изменяются условия среды;
В - отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки;
Г - сохраняются «живые ископаемые».

7. Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:
А - жизнь завершается смертью;
В - идет борьба за существование;
Г - приспособления могут не привести к образованию нового вида.

8. Примером ароморфоза может служить:
А - покровительственная окраска;
В - уплощение тела придонных рыб;
Г - приспособление цветков к опылению.

9. Биологический прогресс подразумевает:
А - повышение общей организации;
В - увеличение численности вида;
Г - высокий уровень обмена веществ.

Ответьте на вопросы

Вопрос должен будить мысль учащегося, исключать рядоположенность в ответе, заставлять их приводить основной существенный материал, а если надо, то использовать различные знания, полученные в жизненном опыте. Вопросы, применяемые при опросе на зачетах, не могут быть такими же, как при поурочном опросе. Должны формулироваться так, чтобы учащиеся могли в своем ответе шире использовать материал тем зачетного раздела, основные понятия, показать их взаимосвязи, развитие, сделать практические и мировоззренческие выводы.

Дайте определение понятия «биологическая система». Можно ли считать биологической системой «вид», «популяцию», «особь»?

У многих видов животных наблюдается строгий ритуал поведения для скрещивания. Объясните, почему такие ритуалы связывают с одной из важных характеристик вида - его репродуктивной изоляцией.

Кратко охарактеризуйте основные положения теории Ч. Дарвина. Назовите:
а) материал для эволюции;
б) движущую силу эволюции;
в) результат эволюции.

Почему избыточную численность потомства диких видов растений и животных связывают с естественным отбором и борьбой за существование? Какая форма борьбы за существование имеет наибольшее значение для эволюции?

Определите, какая форма эволюции привела к возникновению сходства планирующих форм животных:
а) сумчатой белки; б) шерстокрыла; в) белки-летяги. Объясните причину этого явления.

Выявите принципы филогенетического изменения органов и их функций на следующих объектах: а) стебель кактуса;
б) конечности яванской летающей лягушки;
в) ласты пингвина;
г) изменение сердца позвоночных животных в процессе эволюции.

Выясните происхождение колючек у следующих видов растений:
а) барбариса;
б) акации;
в) боярышника;
г) ежевики. Как можно назвать эти органы?

Сравните щупальца янтарки, осьминога и гидры. Объясните их происхождение. Как называются такие органы?

«С помощью букв»

Задания на выявление последовательности происходящих в живой природе событий позволяют проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами. Выполнение этих заданий требует сложных мыслительных операций: нахождения нужных элементов, определения их последовательности, конструирования ответа в целом. Школьникам дается 5 правильных элементов ответа на вопрос, а они должны сконструировать из них один ответ. Приведу некоторые примеры подобных заданий.

С помощью букв запишите ответ из предложенных элементов для обоснования вывода, что популяция представляет собой единицу эволюции.

А. В популяции происходит борьба за существование и естественный отбор.
Б. У особей популяции постоянно возникают наследственные изменения.
В. Наследственные изменения распространяются в популяции в результате скрещивания, и она становится неоднородной.
Г. В популяции выживают и оставляют потомство лишь особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.
Д. Постепенно под влиянием движущих сил эволюции популяция изменяется, становится родоначальником нового вида.

Из предложенных элементов с помощью букв составьте ответ на вопрос: как формируется приспособленность к среде обитания?
А. Благодаря неоднородности особей в популяции происходит борьба за существование.
Б. Благодаря наследственной изменчивости и размножению популяция неоднородна.
В. В неоднородной популяции действует естественный отбор.
Г. Без наследственной изменчивости не может идти отбор.
Д. В популяции выживают и оставляют потомство особи с наследственными изменениями, полезными в конкретных условиях.

Из предложенных элементов с помощью букв составьте ответ на вопрос: как происходит образование новых видов в природе?
А. В результате борьбы за существование и естественного отбора сохраняются особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями.
Б. В популяциях накапливаются наследственные изменения.
В. Через множество поколений популяции изменяются, их особи не скрещиваются с особями других популяций.
Г. Популяции могут оказаться географически или экологически изолированными.
Д. Возникает новый вид.

Терминологический диктант

Трудно запоминают учащиеся термины, используемые для характеристики направлений эволюции, поэтому целесообразно проведение диктантов на эту тему. Например, даются небольшие диктанты для запоминания терминов и усвоения понятий ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

Эволюционные изменения, которые вызывают общий подъем организации, увеличение интенсивности жизнедеятельности, дают значительные преимущества в борьбе за существование, делают возможным переход в новую среду обитания, называются ………
Сокращение численности популяции, сужение ее ареала, уменьшение числа видов характерно для ………….
Древние папоротники, древние пресмыкающиеся вымерли много миллионов лет назад, вступив на путь …………..

Мелкие эволюционные изменения, которые приводят к возникновению приспособлений у популяций к определенным условиям обитания, называются ………….
В противоположность ароморфозу идиоадаптация не сопровождается изменение основных черт организации, общим подъемом ее уровня, а характеризуется частными .

Возрастание численности особей в популяции, расширение ее ареала, образование новых популяций, ускорение формирования новых видов характерно для.

Исключите лишнее

Вариант № 1
Примеры дегенерации: а) приспособления птиц к полету, б) отсутствие органов передвижения у паразитических червей, в) утрата листьев и корня у повилики -паразита клевера, г) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня.

Вариант № 2
Примеры идиоадаптаций у растений: а) возникновение фотосинтеза, б) приспособления цветка к перекрестному опылению, в) приспособления плодов и семян к рассеиванию, г) листовая мозаика.

Вариант № 3
Примеры ароморфозов: а) возникновение теплокровности у птиц, б) формирование покровительственной окраски у насекомых, в) возникновение фотосинтеза, г) возникновение легочного дыхания.

Вариант № 4
Примеры идиоадаптаций у животных: а) формирование белой окраски у полярных животных, б) редукция пищеварительной системы у ряда паразитических червей, в) уплощение тела у придонных рыб, г) мимикрия.

Вариант № 5
Примеры идиоадаптаций: а) окраска тела под цвет грунта у придонных рыб, б) различные виды клюва у птиц в связи с разными способами добывания пищи, в) возникновение теплокровности у млекопитающих.

Поскольку степень сложности заданий различна, их можно использовать для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их подготовленностью.
Задания, для выполнения которых нужна дополнительная литература или большое количество времени, целесообразно использовать для самостоятельной работы дома.

Предлагаемые задания могут быть использованы и на традиционных уроках (изучения нового материала, повторения и т.д.), и на нестандартных уроках, проводимых в форме дискуссий, конференций, деловых игр. Часть из предложенных заданий подойдут и для внеклассных мероприятий - викторин, вечеров, олимпиад.

Г.Б. Михненко
учитель биологии МОУ СОШ № 54 с углубленным изучением предметов социально-гуманитарного цикла

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Читайте также: