Поддержание международного мира и безопасности

Обновлено: 24.09.2022

Тоголезские миротворцы из Многопрофильной комплексной миссии по стабилизации в Мали (МИНУСМА) патрулируют Менаку в 2018 году. Деятельность по поддержанию мира является одним из наиболее эффективных инструментов, имеющихся в распоряжении Организации Объединенных Наций (ООН) для оказания помощи принимающим странам, переживающим сложный период выхода из конфликтной ситуации. Фото ООН/Марко Дормино

Организация Объединенных Наций появилась на свет в 1945 году после опустошительной Второй мировой войны с целью поддержания международного мира и безопасности. Организация добивается осуществления этой цели путем предотвращения конфликтов, оказания содействия сторонам конфликта в примирении, осуществления миротворческой деятельности, а также создания условий, способствующих установлению и укреплению мира. Для того чтобы быть эффективными, эти виды деятельности должны дополнять друг друга или осуществляться одновременно.

Совет Безопасности ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Генеральная Ассамблея и Генеральный секретарь играют важные и взаимодополняющие роли в деле укрепления мира и безопасности наряду с другими органами и учреждениями ООН.

Совет Безопасности

The UN Security Council voting on extending peacekeeping mission

Совет Безопасности единогласно принял резолюцию 2497 (2019) о продлении мандата Временных сил безопасности ООН для Абьея (ЮНИСФА). Фото ООН / Лой Фелипе

Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем и рекомендует методы или условия урегулирования. В соответствии с главой VII Устава, Совет Безопасности может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие меры варьируются от экономических санкций до международных военных действий. Совет также учреждает операции ООН по поддержанию мира и специальные политические миссии.

Генеральная Ассамблея

The Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций. Ассамблея предлагает возможности для достижения консенсуса по трудным вопросам, являясь форумом для ведения дипломатических переговоров и высказывания претензий. Вопросами мира и безопасности занимаются Первый комитет (вопросы разоружения и международной безопасности) и Четвертый комитет (специальные политические вопросы и вопросы деколонизации).

Как ООН занимается поддержанием международного мира и безопасности?

Превентивная дипломатия и посредничество

Наиболее эффективный способ уменьшить человеческие страдания и колоссальные экономические издержки конфликтов и их последствий заключается в предотвращении конфликтов. Организация Объединенных Наций играет важную роль в предотвращении конфликтов, используя дипломатию, институт добрых услуг и посредничество. Также в распоряжении Организации находятся такие инструменты установления мира, как специальные посланники и политические миссии на местах.

Специальные/личные представители, посланники и советники Генерального секретаря ООН

Генеральный секретарь ООН имеет несколько специальных и личных представителей, посланников и советников во многих регионах мира.

Отделение ООН для Западной Африки (ЮНОВА)

Отделение Организации Объединенных Наций для Западной Африки (ЮНОВА) в Дакаре, Сенегал, было первым региональным представительством ООН по вопросам предотвращения конфликтов и миростроительства. Его общий мандат заключается в расширении вклада Организации Объединенных Наций в достижение мира и безопасности в Западной Африке и содействии применению комплексного регионального подхода к решению вопросов, влияющих на стабильность в Западной Африке. В 2017 году ЮНОВА и Канцелярия Специального посланника Генерального секретаря по Сахелю были объединены в единую структуру

Что такое предотвращение конфликтов?

Миротворческая деятельность

Миротворческая деятельность является одним из наиболее эффективных инструментов Организации Объединенных Наций по оказанию помощи странам, которые идут по непростому пути от конфликта к миру. Развернутые сегодня многопрофильные миротворческие операции призваны не только поддерживать мир и безопасность, но и содействовать политическим процессам, защищать гражданских лиц, оказывать помощь в разоружении, демобилизации и реинтеграции бывших комбатантов; поддерживать конституционные процессы и организацию выборов, защищать и поощрять соблюдение прав человека и помогать в восстановлении верховенства закона. Операции по поддержанию мира получают свои мандаты от Совета Безопасности ООН; их войска и полиция предоставляются государствами-членами; операции находятся в ведении Департамента миротворческих операций и получают поддержку от Департамента оперативной поддержки в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. В настоящее время развернуты 12 операций ООН по поддержанию мира, всего же начиная с 1948 года была проведена 71 миротворческая операция. В 2019 году Генеральный секретарь выступил с инициативой «Действия по поддержанию мира» (A4P) в целях возобновления взаимных политических обязательств по проведению миротворческих операций.

Коронавирус и политика: запросы и ценности в эпоху пандемии

В статье в рамках теории управления страхом смерти рассматриваются политические эффекты пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. В условиях приоритизации угрозы пандемии в глазах населения и растущих страхов за собственную жизнь и здоровье растет ситуативное осознание смертности. Политико-психологические эффекты в условиях экзистенциальных страхов проявляются в усилении консервативных ориентаций и поддержке статус-кво вне зависимости от изначальных установок. Осознание смертности способствует поддержке существующих властных структур, действующих политических лидеров, усилению патриотических установок и неприятию внешних групп. В условиях пандемии наблюдаются эффект сплочения вокруг флага и рост рейтингов действующего политического руководства. Рост поддержки действующих лидеров служит подтверждением ориентации на поддержание статус-кво и консервативные установки. В условиях пандемии на первый план выходят патриотическое чувство, спрос на порядок, рост недоверия к согражданам и отказ от свобод в пользу безопасности. В условиях актуализированного осознания смертности усиливаются ориентации на поддержку определенных типов политического лидерства. Представляется, что в ближайшее время электорально успешными типажами лидеров станут: во-первых, политики, склонные к харизматическому управлению доверием своих сторонников с опорой на уверенную и бескомпромиссную ориентацию на собственное эго, чаще всего на основе ранее полученной широкой известности, а во-вторых, те политики, которые способны к выражению простой человеческой близости к обычным людям и ориентированы на создание и поддержание социальных отношений. В критических условиях пандемии и невозможности в достаточной степени опереться на рациональную и непротиворечивую экспертизу отчетливо проявляются два востребованных способа лидерского поведения. Первый - харизматический, принятие решений на свой страх и риск, второй – лидерство избегания, во многом предлагающее просто переложить окончательное решение на других членов общества, вступая с ними в горизонтальный диалог, а не в вертикальные отношения власти и подчинения. Как правило, к такому стилю руководства склонны лидеры, ориентированные на создание максимального числа личных связей. В современной ситуации роль персональных качеств лидеров будет только возрастать, и как объектов установок и чаяний со стороны масс, и как субъектов политического процесса, принимающих судьбоносные для общества политические решения.

Ключевые слова

Об авторах

преподаватель кафедры политической теории, научный сотрудник

к.п.н., старший научный сотрудник

Список литературы

2. Becker, Ernest. The Denial of Death. New-York: Simon and Schuster, 1997.

3. Campbell, Joseph J. The Hero with a Thousand Faces. Third Edition. New World Library, 2008.

9. Giddens, Anthony. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990.

13. Lyotard, Jean-François. The Postmodern Condition: a Report on Knowledge. Minnesota: University of Minnesota Press, 1984.

14. Pearson, Carol S. The Hero Within: Six Archetypes We Live By (expanded edition). New York: Harper, 1989.

15. Pearson, C. and M. Mark. The Hero and the Outlaw: Building Extraordinary Brands Through the Power of Archetypes. New York: McGraw-Hill, 2001.

Коронавирус как действенный инструмент мировой политики

Вирус существует в медицине и пресс-релизах, указаниях и телерепортажах. У него — две сущности: сам по себе вирус и вирус как инструмент, которым теперь пользуются как хотят. Даже странно, что такого в международной политике раньше не было. Будут ли отдыхать наши туристы в Турции? Это зависит от вируса. А будет ли там вирус — зависит от поведения Эрдогана.

Все эти и многие другие актуальные вопросы обсудили в видеостудии "Правды.Ру" главный редактор Инна Новикова и экономист, левый публицист, писатель, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

Читайте начало интервью:

Зачем слово "кризис" заменили на "коронавирус"

Китай не стал объявлять кризис, а ввёл карантин

Почему Китай не перезапустил, а тормознул мировую экономику?

— Василий Георгиевич, на ближайшее будущее маленький вирус поставил жирный крест на всей глобализации, а особенно сильный удар пришелся по индустрии отдыха и туризма. В Турцию теперь кто поедет, а если поедут, то как будут добираться и как будут выживать?

Все будет зависеть от поведения Эрдогана

— Насчет Турции, конечно, нужно подождать. Еще надо посмотреть, как сложатся отношения по поводу Сирии.

— Я — только про коронавирус.

— Нет-нет, смотрите, коронавирус существует еще и в политике — в виде позиции властей. Про вирус рассказать много не смогу, я — не врач, а вот про позицию властей, про экономическую сторону дела я рассказать смогу. И вот с Турцией все будет зависеть от поведения Эрдогана.

Если оно будет правильное, то россияне будут отдыхать летом в Турции. В ином случае отдыхать там не получится.

— А что россиянам скажут?

— А при правильном Эрдогане скажут, что можно лететь?

— Да, так скажут, что солнечные лучи убили коронавирус в Турции.

— Вообще специалисты говорят, что летом-то практически нет коронавируса.

— А это зависит от поведения Эрдогана.

Дело в том, что у этого вируса — две сущности: сам по себе вирус и вирус как инструмент, которым пользуются как хотят.

И вот вирусом как инструментом, возможно, будут пользоваться теперь часто. Ведь можно в любой стране обнаружить какой-нибудь вирус.

Вирус как политический инструмент

— Он даже и есть везде.

— Да, любые вирусы везде есть. Вопрос в том, какой вы сочтете опасным. И на этом основании вы можете сказать, что ваши туристы в этом году в эту страну не поедут отдыхать. И другие меры можно принять. Можно такое заявление сделать? Это же — замечательный инструмент. Даже странно, что его раньше не было.

— Раньше все-таки власти позволяли себе сделать какое-то заявление, когда действительно возникала опасная ситуация, хотя не всегда были объективные факты. А теперь если просто не нравится руководитель какой-то страны, можно сказать, что там — вирус…

— Если какая-то страна вводит против вас санкции, организует военные учения, почему вы должны поддерживать ее экономику?

Но если у вас нет возможности по политическим причинам отказывать этой стране, значит, вы обнаруживаете там вирус. Мне кажется, что этот инструмент войдет в арсенал на ближайшие лет двадцать.

Теперь — про вирус в Европе и Северной Америке, про его, конечно, ипостась общественную. Чем больше то ли иное правительство виновно в ухудшении мировой экономической ситуации, тем больше оно будет кричать про вирус, эпидемию, опасность и про свою, естественно, невинность в этой ситуации.

Фондовые рынки США почему падают? — Вирус.

  • Не безответственная политика Федеральной резервной системы,
  • не безответственная политика Барака Обамы и конгресса его периода,
  • не наивность и авантюризм Дональда Трампа и демократов в конгрессе.

Виноват вирус! Таким образом ответственность переносится за экономические события на маленький невидимый вирус, и это очень удобно всем.

Для Соединенных Штатов это удобно, фантастически удобно для властей Японии, потому что в Японии-то экономическая ситуация ухудшается уже много лет, если не десятилетий.

В этой обстановке для ее властей было прямо-таки необходимо придумать истерию с вирусом и выпустить его. Стоит ли удивляться, почему лайнер, прибывший в Японию, не имел ни карантина, ни нормального медицинского обеспечения. В результате вирусу дали перекинуться в Японию и приобрести характер крупномасштабного распространения.

В результате власти теперь могут сказать, что все проблемы, которые есть в Японии, порождены маленьким невидимым вирусом.

— Василий, это как теория заговора.

— Подождите, это — не теория, это — уже мировая практика.

— Японцы специально пустили к себе вирус?

— Я не знаю, специально они это сделали или нет, но то, что политически это наиболее удобно, это — факт. Японские власти заинтересованы в том, чтобы не объяснять обществу, почему плохая экономическая ситуация и нет работы у молодежи.

— Ваш прогноз, эта история долго будет длиться?

— Китай уже дает сигнал о том, что он вирус победил, китайское общество за счет своей мобилизации справилось. В Поднебесной тема коронавируса переходит в политическое русло. То есть — коронавирус сыграл роль прикрытия экономических проблем, он перенаправил в некотором смысле общественное настроение на конструктивную деятельность, мол, мы все боремся с вирусом, сидим на карантине.

И сейчас китайские власти попытаются использовать тему вируса для того, чтобы возложить ответственность на Соединенные Штаты, потому что логическая цепочка из заявлений китайских властей выстраивается следующая: американские военные каким-то образом занесли вирус в Ухань. Дальше вирус начал распространяться и унес определенное количество жизней граждан Китая.

А дальше китайскому обществу пришлось приложить просто колоссальные усилия для борьбы с вирусом, в котором были виноваты американцы. Правда это или нет — отдельный вопрос, но общественное недовольство будет переадресовано Соединенным Штатам. Это нужно рассматривать в контексте торговых войн и ухудшения отношений Китая и Соединенных Штатов.

Беседовала Инна Новикова

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Реализация антикризисных мер для населения и бизнеса в условиях пандемии коронавируса COVID-19

Во всем мире вирусной эпидемией кардинально изменена макроэкономическая ситуация, но произошедшие перемены для России могут иметь особый драматический характер. Последние семь лет в российской экономике наблюдалась стагнация с ее негативными трендами — оттоком капитала, снижением инвестиций в основной капитал и вложений в человеческий капитал, прогрессирующим старением основных фондов. Сложность текущей ситуации заключается в резком снижении и даже полном отсутствии доходов в отраслях, наиболее подверженных пандемическому шоку. Это уже привело к массовому уходу с рынка большого числа субъектов малого и среднего предпринимательства, не имеющих резервов, разрыву производственных связей, росту числа безработных и в конечном итоге к росту бедности населения страны.

Цель . Обобщение, оценка и разработка предложений по совершенствованию системы антикризисной поддержки населения и бизнеса в России с учетом зарубежного опыта и фискальных возможностей финансовой и денежно-кредитной системы Российской Федерации (РФ).

Задачи . Исследование теоретических концепций, определяющих разновидности экономических шоков, связанных с пандемией; анализ прогноза влияния COVID-19 на темпы роста ВВП в разрезе развитых и развивающихся стран; рассмотрение основных стимулирующих мер бюджетной и налоговой политики в мировой практике; оценка объема стимулирующих мер в отдельных странах и в России; освещение антикризисных мер, принятых на федеральном уровне в российском государстве и в Курской области; выявление ключевых направлений совершенствования механизма, инструментов проведения кредитной и налоговой политики в России.

Результаты . Установлены возможные потери доходов российской бюджетной системы. Проведено сравнение отечественной практики на федеральном уровне и в Курской области с зарубежным опытом. На этой основе оценена эффективность пакетов антикризисных мер в России с учетом потребностей и возможностей фискальной реакции бюджетной системы. Выявлено, что наиболее эффективным является использование комплексного набора инструментов в поддержке экономики России, одни из которых способны компенсировать уменьшение спроса, другие — адресно поддерживать в пострадавших сферах экономики бизнес и семьи. Для этих целей необходимо продолжить использование различных каналов доведения помощи до конкретного пострадавшего потребителя, в том числе путем смягчения денежно-кредитной политики, предоставления рассрочки по кредитам, по уплате налогов, жилищно-коммунальным платежам, прямого бюджетного и внебюджетного финансирования семей, оставшихся без источников доходов.

Выводы . Анализ экономической ситуации в России показал, что уникальные масштабы угрозы коронавируса COVID-19 сделали необходимым реализацию системных мер государственной поддержки. Распространение пандемического кризиса и комплекса ограничительных мер затронуло все сферы экономики. Поэтому с первых дней выявления вируса в стране органами государственной власти и управления принимаются беспрецедентные меры по поддержке как бизнеса, так и населения. На эти цели направлены средства из бюджетов всех уровней, социальных внебюджетных фондов, коммерческие банки выступают гарантами при выделении льготных кредитов. В таких условиях возникает дискуссионный вопрос о том, какой масштаб стимулирования мы можем себе позволить и может ли он совпадать с объемом необходимых антикризисных мер. В статье авторами даны ответы на эти вопросы.

Коронавирус как политический инструмент

Этот курс также доступен на следующих языках:

Обзор: Курс посвящен срочной необходимости привлечения частного сектора здравоохранения для обеспечения эффективной и справедливой доставки диагностических и терапевтических средств и вакцин, необходимых на уровне страны для эффективной борьбы с пандемией COVID-19.

Он был тщательно разработан, чтобы предоставить министерствам здравоохранения навыки и инструменты для эффективного сотрудничества и партнерства с частным сектором здравоохранения.

Курс был разработан для поддержки ответных мер стран на пандемию COVID-19 и будет одинаково актуален для привлечения частного сектора для достижения всех целей в области здравоохранения, необходимых для реализации программы «Здоровье для всех».

Целевая аудитория данного курса: сотрудники министерств здравоохранения, законодатели и руководители программ ВОЗ на региональном уровне и уровне страны, а также практикующие специалисты и исследователи в области глобального здравоохранения, поддерживающие усилия по борьбе с COVID-19 (и другие цели здравоохранения, выходящие за рамки COVID-19) в странах.

Продолжительность курса: Приблизительно 2 часа.

Сертификаты: Сертификат об успешном окончании курса будет выдан участникам, набравшим не менее 80% от общего количества баллов по всем тестам. Участники, получившие Сертификат об успешном окончании курса, также могут загрузить « Оpen Badge » для этого курса. Нажмите здесь, чтобы узнать, как это сделать.

Перевод на русский язык курса Engaging the private sector to deliver COVID-19 tools and achieve Health for All, 2022. ВОЗ не несет ответственности за содержание или точность данного перевода. В случае несоответствия между английским текстом и русским переводом подлинной и достоверной версией следует считать текст на английском языке.

Что вы узнаете

  • Определять охват частного сектора здравоохранения в вашей стране и его элементы, которые наиболее важны для предоставления инструментов борьбы с COVID-19.
  • Выявлять и определять субъекты частного сектора, имеющие отношение к конкретной проблеме здравоохранения.
  • Понимать основные понятия, связанные с частным сектором здравоохранения, и руководящие модели поведения, необходимые для эффективного управления «смешанными» системами здравоохранения.
  • Объяснять важнейшие проблемы, преимущества и риски привлечения частного сектора, а также то, как оптимизировать привлечение для достижения целей политики.
  • Определять набор инструментов, используемых для формирования охвата, деятельности и поведения частного сектора здравоохранения в соответствии с целями политики, понимать контексты, в которых они лучше всего работают, и механизмы их воздействия.

Содержимое курса

Модуль 1: Что такое «частный сектор здравоохранения» и почему он важен?:
Модуль 2: Почему законодателям необходимо привлекать частный сектор здравоохранения?:
Модуль 3: Каковы ключевые модели поведения для руководства смешанной системой здравоохранения?:
Модуль 4: Что такое государственно-частный диалог и его передовой опыт?:
Модуль 5: Как содействовать эффективному процессу государственно-частного диалога?:
Модуль 6: Как заключить договор с частным сектором во время чрезвычайной ситуации?:
Модуль 7: Как определять структуру частного сектора для выявления частных групп, подходящих для развертывания программы вакцинации от COVID-19?:
Модуль 8: Как внедрить инструменты правительства для привлечения частного сектора к оказанию услуг COVID-19?:
Модуль 9: Как правительства привлекают частные медицинские учреждения для предоставления средств борьбы с COVID-19? Уроки из региона Восточного Средиземноморья:

Записаться на этот курс

Требования для получения сертификата

  • Чтобы получить сертификат об окончании курса, участникам необходимо набрать не менее 80% от максимального количества баллов за все задания на оценку.
Подробнее
Помощь
Подпишитесь на нас
Об OpenWHO

Целью OpenWHO является обеспечение всех служб неотложной помощи знаниями с целью сдерживания вспышек заболеваний и управления чрезвычайными ситуациями в области здравоохранения. Платформа также призвана стимулировать дискуссии, обратную связь и обмен экспертными знаниями в области общественного здравоохранения.

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Читайте также: