Презентация на тему: Интернет консультация по биологии в формате ЕГЭ 2012год.. Скачать бесплатно и без регистрации.

Обновлено: 24.09.2022

1 Интернет консультация по биологии в формате ЕГЭ 2012год

2 Основные ошибки Эукариоты, прокариоты обоснование биологических объектов. Строение и функции вегетативной нервной системы. Биосинтез белка. Характеристика ткани. Характерные функции физиологических систем. Движущие силы эволюции, результаты эволюции.

3 Задание Части А Выбрать один правильный ответ из предлагаемых вариантов Пример: На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ? Ответ: 1. Клеточном 2. Организменном 3. Популяционно-видовом 4. Биосферном

4 Пример: Сперматозоид, в отличие от яйцеклетки, не имеет: Ответ: 1.Запаса питательных веществ 2.Клеточной оболочки 3.Обособленного ядра 4.Митохондрий

5 Пример:В состав всех живых организмов входят нуклеиновые кислоты, что свидетельствует о: Ответ: 1.Многообразии живой природы 2.Единстве органического мира 3.Приспособленности организмов к факторам среды 4.Взаимосвязи организмов в природных сообществах

6 Пример:На подготовительной стадии энергетического обмена исходными веществами являются? Ответ: 1.Аминокислоты 2.Полисахариды 3.Моносахариды 4.Жирные кислоты

7 Пример: Одна интерфаза и два следующих друг за другом деления характерны для процесса: Ответ: 1.Оплодотворения 2.Дробления зиготы 3.Митоза 4.Мейоза

8 Пример: Способность к хемо- автотрофному питанию характерна для: Ответ: 1.Бактерий 2.Животных 3.Растений 4.Грибов

9 Пример:Причиной комбинативной изменчивости может быть? Ответ: 1.Изменение генов при репликации ДНК 2.Хромосомная мутация 3.Матричный синтез ДНК 4.Случайная встреча гамет при оплодотворении

10 Пример: Верны ли следующие суждения о строении и свойствах плазматической мембраны? А) Плазматическая мембрана состоит из липидного бислоя и встроенных белков. Б) Мембранные белки выполняют транспортную, рецепторную и другие функции. Ответ: 1.Верно только А. 2.Верно только Б. 3.Оба утверждения верны. 4.Оба утверждения не верны.

11 Задание Части В Пример: Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов? Ответ: 1.Обилие легко усвояемой пищи 2.Постоянство температуры, солевого и осмотического режимов 3.Отсутствие естественных врагов 4.Ограниченность пищевых ресурсов 5.Резкие колебания температуры и водно-солевого режима 6.Высокий процент содержания кислорода

13 Пример: Установите соответствие между функцией ткани в организме человека и ее типом. Ответ: ФУНКЦИЯ ТКАНИ ТИП ТКАНИ А) регуляция движений тела 1) эпителиальная Б) отложение питательных веществ в запас 2) соединительная В) передвижение веществ в организме 3) нервная Г) защита от химических воздействий Д) выделение пота

15 Задание Части С Пример: Почему курение особенно опасно для работы сердечно-сосудистой системы? Ответ: Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов, что способствует повышению кровяного давления; Часть гемоглобина прочно соединяется с угарным газом, в результате чего сердечные волокна не получают необходимого количества кислорода.

16 Пример: Объясните, как влияет курение табака на состав крови. Укажите не менее двух причин Ответ: Табачный дым содержит угарный газ (СО), который образует прочное соединение с гемоглобином эритроцитов, что снижает количество кислорода в крови; Содержащиеся в табачном дыме ядовитые вещества растворяются в плазме крови, изменяя ее химический состав.

17 Пример: Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен воздействовать на желудок

18 Ответ: По верхней полой вене большого круга кровообращения лекарство поступит в правое предсердие, а далее в правый желудочек; Из правого желудочка по сосудам малого круга в левое предсердие; Из левого предсердия в левый желудочек и далее по аорте и артериям большого круга к желудку.

19 Пример: В толстом кишечнике человека обитает большое количество бактерий, составляющих нормальную микрофлору. Какова их роль? Укажите не менее трех значений. Ответ: Расщепление клетчатки; Синтез витаминов группы В; Подавление развития гнилостных и болезнетворных организмов.

20 Пример: Что такое поведение человека? Какие рефлексы лежат в его основе? Ответ поясните.

21 Ответ: Поведение человека - это сложный комплекс приспособительных двигательных актов; В основе лежат безусловные рефлексы, которые организм получает от родителей по наследству; В процессе жизни поведение человека обогащается условными рефлексами, приобретенными в результате обучения, опыта.

22 Пример: Объясните, почему мейоз, а не митоз лежит в основе комбинативной изменчивости организмов. Приведите не менее трех обоснований.

23 Ответ: В результате митоза образуется клетки с точно таким же набором хромосом, что и материнская; При мейозе образуется гаплоидные клетки, которые отличаются друг от друга разной комбинацией негомологичных хромосом; В результате конъюгации и кроссинговера, происходящих в мейозе, хромосомы приобретают новые сочетания генов.

24 Пример: Объясните, в чем заключается сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости.

25 Ответ: Сходство: мутационная и комбинативная изменчивости затрагивают генотип организма и наследуются; Отличия: мутации - изменения генотипа обусловлены изменением наследственных структур (генов, хромосом, генома); При комбинативной изменчивости возникают разные сочетания генов.

26 Пример: Белки, входящие в состав организма, сильно различаются, однако известно всего 20 видов аминокислот, из которых они образуются. Объясните, с чем связано разнообразие белков.

27 Ответ: Молекулы белков различаются числом аминокислотных остатков; Молекулы белков различаются составом аминокислотных остатков ; Последовательность соединения аминокислотных остатков различается у разных белков.

28 Пример: В трансляции участвовало 50 молекул тРНК. Определите, во сколько раз молекула белка легче участка молекулы иРНК, на которой он синтезируется. Средняя молекулярная масса аминокислоты 110, нуклеотида - 300. Ответ поясните.

29 Ответ: Поскольку одна тРНК переносит одну аминокислоту, то белок состоит из 50 аминокислот; Одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, белок из 50 аминокислот будут кодировать 50 х 3 = 150 нуклеотидов на иРНК; Молекулярная масса белка 50 х 110= 5500, иРНК - 150 х 300 = 45000: белок легче иРНК в 8 раз.

30 Пример: Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК- матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов ЦГТТГГГЦТАГГЦТТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

31 Первое основани е Второе основание Третье основание УЦАГ У Фен Лей Сер Тир - Цис - Три УЦАГУЦАГ Ц Лей Про Гис Глн Арг УЦАГУЦАГ А Иле Мет Тре Асн Лиз Сер Арг УЦАГУЦАГ ГВал Ала Асп Глу Гли УЦАГУЦАГ Генетический код (иРНК)

32 Правила пользования таблицей Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй - из верхнего горизонтального ряда и третий - из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трех нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

33 Ответ: Этапы решения- 1. Фрагмент молекулы ДНК Ц Г Т Т Г Г Г Ц Т А Г Г Ц Т Т. Г Ц А А Ц Ц Ц Г А У Ц Ц Г А А. нуклеотидная последовательность участка тТНК. 2.нуклеотидная последовательность антикодона ЦГА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК ГЦУ. 3.По таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота АЛА, которую будет переносить данная тРНК.

34 Рекомендуемая литература. -Б.М.Медников «Формы и уровни жизни» М., Просвещение. 1994г. -Ю.И. Полянский;-общая биология класс. -А.О. Рувинский ;-общая биология класс. -Справочник школьника 5-11 класс. А-С-Т-Пресс под ред. О.Л.Соболевой.

Приспособления организмов к условиям обитания

НАЗЕМНАЯ - ВОДНАЯ
Установите соответствие между характеристиками и средами жизни: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) плотность высокая
Б) разнообразие условий низкое
В) лимитирующий фактор - температура
Г) лимитирующий фактор - обеспеченность кислородом
Д) плотность низкая

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Наземно-воздушная среда по сравнению с водной характеризуется
1) большим содержанием кислорода
2) высокой плотностью
3) слабыми перепадами давления
4) низкой степенью прозрачности
5) резкими изменениями температуры
6) низкой степенью освещённости

Установите соответствие между характеристиками и типами экосистем: 1) экосистема суши, 2) экосистема моря. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) биомасса продуцентов больше биомассы консументов
Б) биомасса консументов больше биомассы продуцентов
В) богата йодом
Г) богата неорганическими соединениями азота
Д) занимает бóльшую часть Земли


Установите соответствие между животными и средами обитания, в которых они размножаются: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дельфин белобочка
Б) обыкновенная жаба
В) гребенчатый тритон
Г) травяная лягушка
Д) императорский пингвин
Е) нильский крокодил

Установите соответствие между животными и средами их размножения: 1) водная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) акула катран
Б) серая жаба
В) морская черепаха
Г) обыкновенная гадюка
Д) травяная лягушка

НАЗЕМНАЯ - ОРГАНИЗМЕННАЯ
Установите соответствие между характеристиками и средами обитания: 1) наземно-воздушная среда, 2) организменная среда. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) освещенность отсутствует
Б) плотность низкая
В) высокие колебания температур
Г) умеренное количество воды
Д) малое количество воды

Установите соответствие между средой обитания живых организмов и ее характеристиками: 1) организменная, 2) наземно-воздушная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) постоянство температурного, солевого и осмотического режимов
Б) нехватка кислорода и света
В) является самой сложной по экологическим условиям средой
Г) ограниченность жизненного пространства
Д) резкие колебания температуры, влажности и освещения

ВОДНАЯ - ПОЧВЕННАЯ
Установите соответствие между характеристиками и средами обитания: 1) водная среда, 2) почвенная среда. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) умеренное количество воды
Б) освещенность низкая
В) плотность средняя
Г) небольшие размеры животных
Д) обтекаемая форма тела животных

ПОЧВЕННАЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Почву как среду обитания организмов характеризуют
1) отсутствие света
2) резкие перепады давления
3) низкое содержание углекислого газа
4) низкая плотность
5) незначительные колебания температуры
6) недостаток кислорода

ОРГАНИЗМЕННАЯ ПРИЗНАКИ
Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для описания условий внутриорганизменной среды обитания. Определите эти два термина и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) постоянство температуры
2) готовая пища
3) защищённость обитателя
4) плодовитость хозяина
5) постоянная смена хозяина

Выберите три варианта. Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов?
1) обилие легко усвояемой пищи
2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов
3) отсутствие естественных врагов
4) ограниченность пищевых ресурсов
5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима
6) высокий процент содержания кислорода

Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует: 1) свободноживущие, 2) паразиты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) высокая плодовитость
Б) развитие органов чувств
В) развитие со сменой хозяина
Г) наличие специальных органов прикрепления
Д) наличие хорошо развитых конечностей
Е) склонность к гермафродитизму

ОРГАНИЗМЕННАЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Паразитический образ жизни ведут.
1) актиния
2) аскарида
3) красный коралл
4) подберезовик
5) раффлезия
6) ришта

Установите соответствие между организмами и образом жизни: 1) свободноживущие, 2) паразитические. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) инфузория-туфелька
Б) паук-крестовик
В) малярийный плазмодий
Г) эхинококк
Д) таежный клещ
Е) пресноводная гидра

БИОМЫ
1. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) тундра, 2) смешанные леса. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) низкорослая и карликовая растительность
Б) умеренный климат
В) неплодородная почва со слоем вечной мерзлоты
Г) почвы с хорошим дренажем
Д) ярусность и мозаичность
Е) короткий вегетационный период у растений

2. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) степи, 2) пустыни. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание многолетнего разнотравья
Б) в основном плодородные почвы
В) лист видоизменен в колючку или имеет восковую кутикулу
Г) летний период засушливый, зимний - хорошо увлажненный
Д) растения имеют длинные или поверхностные корни
Е) у животных выражен ночной образ жизни

3. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) тропический лес, 2) тайга. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) большое разнообразие продуцентов
Б) большое количество годовых осадков
В) доминируют хвойные растения
Г) отсутствие насекомых зимой
Д) малое количество травянистых растений
Е) высокая влажность воздуха

4. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) пойменный луг, 2) смешанный лес. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) практически отсутствуют древесные растения
Б) крупные животные перемещаются в основном по тропинкам
В) толстая влажная подстилка
Г) присутствуют организмы одного-двух ярусов
Д) почва плотная, утоптанная
Е) присутствуют светолюбивые и тенелюбивые растения

5. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) река, 2) верховое болото. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гниение на дне в анаэробных условиях
Б) цепи питания обычно длинные
В) часто покрыт сплавиной из мхов
Г) продуценты представлены в основном водорослями
Д) присутствуют хищные растения
Е) часто наблюдается недостаток азота

6. Установите соответствие между адаптациями млекопитающих животных и биомами: 1) пустыня, 2) тундра. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) рытьё нор
Б) равномерное распределение подкожного жира
В) запасание метаболической воды
Г) наличие крупных сильно выступающих ушей
Д) выделение концентрированной мочи
Е) развитый подшёрсток

7. Установите соответствие между характеристиками и экологическими группами птиц: 1) обитатели открытых пространств, 2) обитатели болот и побережий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) крупные размеры тела
Б) ноги высокие и мощные
В) хорошо развита копчиковая железа
Г) клюв широкий с поперечными пластинками по краям
Д) хорошо развиты пуховые перья

8. Установите соответствие между адаптациями организмов и природными зонами, для которых они характерны: 1) арктическая пустыня, 2) тайга, 3) степь. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладают древесные формы
Б) доминируют вечнозеленые растения
В) растений мало, преобладает лишайниковый покров
Г) доминируют злаки, имеющие мощную корневую систему
Д) многие животные живут в норах
Е) животные делают запасы из шишек, грибов, орехов

9. Установите соответствие между характеристиками и биомами: 1) Пустыня, 2) Саванна. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) в почве мало перегноя
Б) могут быть оазисы
В) обитают зебры
Г) растет юкка, верблюжья колючка
Д) преобладают злаки и кустарники
Е) скудная растительность

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже признаков будут характерны для растений, произрастающих в тундре?
1) исключительно ветроопыление
2) низкорослость
3) запасание воды в тканях
4) поверхностное расположение корней
5) крупные листья
6) короткий период цветения

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных особенностей свойственны продуцентам влажных тропических лесов?
1) опыление ветром большинства видов растений
2) опыление животными большинства видов растений
3) многообразие древесных форм
4) хорошо выраженные годичные кольца у древесных пород
5) высокая численность растений-эпифитов
6) видоизменение листьев в иголки

ГИДРОФИТЫ, ГИГРОФИТЫ, МЕЗОФИТЫ, СУККУЛЕНТЫ
1. Установите соответствие между характеристиками растений и их экологическими группами: 1) водные растения, 2) растения сухих мест. Запишите цифры 1-2 в порядке, соответствующем буквам.
А) часто отсутствие корней
Б) наличие толстой кутикулы на стеблях и листьях
В) слабо развитая механическая ткань
Г) слизистый слой на поверхности листовых пластинок
Д) развитая воздухоносная ткань в стеблях и листьях
Е) развитая водоносная паренхима в стеблях и листьях

2. Установите соответствие между адаптациями растений и экологической группой, к которой они относятся: 1) гидрофиты, 2) суккуленты. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) развита водоносная паренхима
Б) развита воздухоносная паренхима
В) корни разветвленные, глубокие
Г) устьица на верхней стороне листа
Д) толстая восковая кутикула
Е) толстые мясистые листья

НЕДОСТАТОК ВОДЫ РАСТЕНИЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служит
А) наличие воскового налёта на листьях
Б) цветение до распускания листьев
В) образование многочисленных устьиц на листьях
Г) способность накапливать воду в тканях
Д) ярусное расположение организмов
Е) глубоко уходящая в почву корневая система

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлением растений к жизни в засушливых условиях служат:
1) устьица на нижней стороне листа
2) широкие листья
3) мелкие листья
4) густое опушение листьев
5) небольшое количество устьиц
6) тонкие листья

3. Выберите три варианта. Какие приспособления к добыванию и сохранению воды имеются у растений - обитателей пустынь?
1) сильно развитая запасающая ткань
2) поверхностная корневая система
3) крупные хлоропласты
4) тонкие темно-зеленые листья
5) длинные мощные корни
6) крупные листья

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений сухих мест местобитания характерно
1) запасание воды в листьях и стеблях
2) наличие крупных блестящих листьев
3) расположение устьиц на нижней стороне листа
4) видоизменение листьев в колючки
5) наличие мелких жестких листьев, покрытых кутикулой
6) поверхностно расположенная корневая система

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие приспособления к обеспечению водой и ее сохранению имеются у растений, обитающих в пустыне?
1) опушение вокруг устьиц
2) хорошо развитые межклетники
3) толстый восковой налет
4) темно-зеленые листья
5) размножение спорами
6) длинные, уходящие вглубь почвы, корни

НЕДОСТАТОК ВОДЫ РАСТЕНИЯ - ЖИВОТНЫЕ
Установите соответствие между царством организмов и приспособлениями их представителей к недостатку воды: 1) Растения, 2) Животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирование больших запасов воды
Б) повышение осмотического давления клеточного сока
В) извлечение воды из пищи
Г) образование воскоподобного слоя поверхности клеток
Д) получение воды путем окисления липидов
Е) экономия воды в выделительных органах


Проанализируйте таблицу «Экологические группы растений по отношению к воде». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) сапрофиты
2) суккуленты
3) мезофиты
4) сухие и влажные места
5) переувлажнённые местообитания
6) верблюжья колючка, кактус
7) роголист, стрелолист
8) росянка, венерина мухоловка

Проанализируйте таблицу «Экологические группы птиц». Для каждой ячейки таблицы, обозначенной буквой, выберите соответствующие термин, понятие и характеристику из предложенного списка.
1) древесно-кустарниковые птицы
2) птицы открытых ландшафтов
3) птицы культурных ландшафтов
4) дятлы, клесты, рябчики, тетерева
5) поганки, веслоногие, утки
6) пищу добывают на поверхности и в толще воды
7) долотовидный клюв; пальцы ног: два - вперёд, два - назад
8) имеют длинные тонкие ноги и шею, большой клюв

Проанализируйте таблицу «Отряды птиц». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Проанализируйте таблицу «Экологические группы птиц». Для каждой ячейки таблицы, обозначенной буквой, выберите соответствующие термин, понятие и характеристику из предложенного списка.
1) орлы, соколы, ястребы, грифы
2) жаворонки, ласточки, скворцы, вороны, дрозды
3) ночные хищные птицы с крепким загнутым клювом, острыми когтями, чутким слухом и острым зрением, имеют мягкое оперение, позволяющее летать бесшумно
4) крылья узкие, непригодные к полету, на лапах есть перепонки, скелет тяжелый
5) куриные
6) птицы болот, пресноводных водоемов и их побережий
7) воробьинообразные

БИОМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких из приведённых ниже организмов могут быть звеньями пищевой цепи озера?
1) красный коралл
2) щука
3) жук-плавунец
4) ламинария
5) камыш
6) сельдь

2. Установите соответствие между представителями и типами экологических сообществ: 1) донная фауна, 2) пелагическая фауна (фауна толщи воды). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) устрица
Б) кальмар
В) актиния
Г) медуза аурелия
Д) речной рак
Е) морской ёж

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для широколиственного леса характерны следующие растения:
1) ель
2) липа
3) сосна обыкновенная
4) дуб
5) бук
6) пихта

4. Установите соответствие между организмами и экосистемами: 1) смешанный лес, 2) луг. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дятел большой пёстрый
Б) глухарь обыкновенный
В) клевер ползучий
Г) короед-типограф
Д) кузнечик серый
Е) ландыш майский

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных организмов относят к мезофитам - растениям умеренно влажных местообитаний?
1) тысячелистник
2) алоэ
3) ковыль
4) боярышник
5) кактус
6) крапива

Виды, адаптируясь к среде в процессе эволюции, могут использовать одну из двух возможных стратегий для поддержания численности вида: при r-стратегии организмы имеют высокую скорость размножения, а при К-стратегии, наоборот, размножаются медленно. Классическими r-стратегами являются кролики, классическими К-стратегами - слоны. Установите соответствие между особенностями и экологическими стратегиями выживания у животных: 1) r-стратегия, 2) К-стратегия. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) переменчивые, нестабильные условия среды обитания
Б) хорошо развитая забота о потомстве
В) ранняя половая зрелость
Г) высокая специализация для жизни в устойчивых местообитаниях
Д) малое количество детёнышей в помёте
Е) изменчивый, неравновесный размер популяции

Установите соответствие между примерами выполнения экологических закономерностей и самими закономерностями: 1) правило Бергмана 2) правило Аллена. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Очковый медведь, обитающий в Южной Америке, мельче белого медведя, обитающего в Арктике.
Б) Амурский тигр, обитающий на Дальнем Востоке, крупнее суматранского, обитающего в Индонезии.
В) У пустынной лисички фенека очень длинные уши и лапы, а у полярного песца - короткие уши и лапы.
Г) Лисица на Среднерусской равнине может достигать 10 кг, а в Туркмении - не более 3 кг.
Д) Волк обыкновенный на полуострове Таймыр весил около 50 кг, а в Монголии - около 40 кг.
Е) Конечности коренных эскимосов короче конечностей народа тутси.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характерные для спячки животных.
1) полная остановка жизнедеятельности
2) замедление дыхания
3) снижение массы тела
4) усиление потоотделения
5) постепенное расщепление жира
6) учащение сердцебиения

Проверочная работа по биологии на тему "характеристика типов червей" (7 класс)

2) Постоянство температуры, солевого и осмотического режимов.

3) Отсутствие естественных врагов

4) Недостаток пищи

5) Резкие колебания температур и водно-солевого режима.

6) Высокий процент содержания кислорода.

4. Как осуществляется дыхание червей? Какое значение при этом имеет густая сеть капилляров в коже?

5. В 19в. петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали, есть сырое мясо, часто обнаруживают цепни. Объясните почему?

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ЧЕРВЕЙ»

1. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характерны для типа Круглые черви:

  1. Двусторонняя симметрия;
  2. Внутренняя полость заполнена жидкостью;
  3. Внутренняя полость тела отсутствует;
  4. Внутренняя полость разделена на сегменты;
  5. Нервная система представлена окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой;
  6. Нервная система представлена глоточным кольцом, от которого отходят парные нервные стволы;
  7. Нервная система представлена головным нервным кольцом, от которого отходят два ствола;
  8. Представители типа в основном раздельнополые;
  9. Среди представителей типа имеются и раздельнополые и гермафродиты;
  10. Представители типа в основном гермафродиты.

2. Установите соответствие между признаком и типом живых организмов

1) двухслойные животные

2) наличие вторичной полости тела

3) диффузная нервная система

4) туловище сегментировано

5) лучевая симметрия

6) наличие кровеносной системы

Б) Кольчатые черви

3. Соотнеси признаки плоских и круглых паразитических червей:

1) Заражение происходит через грязные руки;

2) Заражение происходит через питье воды;

4) Развитие с промежуточным хозяином;

6) Личинка развивается в воде.

А) Печеночный сосальщик;

4. Кожные покровы печеночного сосальщика снабжены шипиками на переднем конце тела и с брюшной стороны находятся 2 мускулистые присоски. Каково значение шипиков и присосок в жизни червя?

5. Почему аскарида не может вытягивать и укорачивать тело?

1. Из перечисленных признаков выбрать те, которые характерны для типа Плоские черви:

2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Кольчатые черви - это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.

2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.

3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.

4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.

5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.

3. Установите соответствие.

1) Тело состоит из 2 слоёв клеток

2) Тело состоит из 3 слоёв клеток

3) Симметрия тела лучевая

4) Симметрия тела двусторонняя

5) Пространство между органами заполнено тканью

6) Есть стрекательные клетки

Б. Плоские черви

4. Какими круглыми червями-паразитами могут заразиться дети, грызущие ногти?

5. Какую роль играют дождевые черви в природе?

2. Установите соответствие между признаком животных и типом для которого эти признаки характерны

1) сегментированное тело

2) слепо замкнутый кишечник

3) вторичная полость тела

4) кровеносная система

5) наличие паренхимы между внутренними органами

6) два слоя мышц под кожным эпителием

А) Плоские черви

3. Установите соответствие между признаком и типом живых организмов:

2) наличие полости тела, заполненной жидкостью

3) сетчатая нервная система (диффузный тип)

4. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

5. Дождевые черви живут в норках, которые они роют во влажной почве, в сухой же почве они сплетаются в клубок. Какое значение имеет в жизни дождевых червей это явление?

2. Установите соответствие между признаком животных и типом, у которого этот признак в процессе эволюции впервые появился

2) кровеносная система

4) двусторонняя симметрия

5) выделительная система

6) сегментированное тело

3. У кольчатых червей впервые в процессе эволюции животных появились следующие признаки

2) выделительная система

3) кровеносная система

4) сквозной кишечник

5) сегментарное тело

6) вторичная полость тела

4. Ученые установили, что существует связь между численностью некоторых видов моллюсков в водоемах, около пастбищ и глистными заболеваниями пасущегося там крупного рогатого скота.

5. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?

Тестовые задания по экологии для 10-11 классов


Примерные тестовые задания по экологии предлагающиеся в вариантах ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по экологии для 10-11 классов»

Тестовые задания по экологии

1.К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят

1) газообмен между организмами и внешней средой

2) образование углеводов при фотосинтезе

3) выделение продуктов обмена

6) расщепление органических веществ при дыхании

2.В природной экосистеме, в отличие от искусственной,

1) длинные цепи питания

2) продуценты изымаются из круговорота

3) небольшое число видов

4) осуществляется саморегуляция

5) замкнутый круговорот веществ

6) используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной

3.К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:

1) сокращение численности сов, ежей, лис

2) большой урожай семян ели

3) увеличение численности паразитов

4) рубка деревьев

5) глубокий снежный покров зимой

6) уменьшение численности паразитов

4.Смешанный лес - более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу

1) более плодородная почва

3) более длинные и разветвленные цепи питания

4) есть продуценты, консументы и редуценты

6) сложные пищевые сети

5.В водной экосистеме по сравнению с наземной

1) стабильный тепловой режим

2) низкая плотность среды

3) пониженное содержание кислород

4) высокое содержание кислорода

5) резкие колебания теплового режима

6) низкая прозрачность среды

6.Поле капусты - неустойчивая агроэкосистема, так как в ней

1) отсутствуют пищевые сети

2) преобладают продуценты одного вида

4) нет пищевых цепей

5) короткие цепи питания

6) отсутствуют редуценты

7.В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в

1) сокращении численности деревьев в результате вырубки

2) ограничении численности растительноядных животных хищниками

3) гибели деревьев в результате массового размножения насекомых-вредителей

4) зависимости численности белок от урожая желудей

5) полном уничтожении волками популяции кабанов

6) ограничении роста численности мышей хищниками

8.Определите правильно составленную пищевую цепь.

1) чайка ® окунь ® мальки рыб ® водоросли

2) водоросли ® чайка ® окунь ® мальки рыб

3) мальки рыб ® водоросли ® окунь ® чайка

4) водоросли ® мальки рыб ® окунь ® чайка

5) сосна ® синица ® личинки насекомых ® ястреб

6) сосна ® личинки насекомых ® синица ® ястреб

9. Какие признаки характерны для среды обитания внутриполостных червей-паразитов?

1) обилие легко усвояемой пищи

2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов

4) ограниченность пищевых ресурсов

5) резкие колебания температуры и водно-солевого режима

6) высокий процент содержания кислорода

10.Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они

1) аккумулируют солнечную энергию

2) потребляют органические вещества

3) синтезируют органические вещества из неорганических

4) преобразуют органические вещества

5) освобождают заключенную в органических веществах энергию

6) разлагают органические остатки

11.Установите последовательность организмов в пищевой цепи.

12.Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода.

А) образование в клетках растений глюкозы

Б) поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза

В) образование углекислого газа в процессе дыхания

Г) использование органических веществ в процессе питания

Д) образование крахмала в клетках растений

13.Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) постоянство газового состава атмосферы 1) биотические

Б) изменение толщины озонового экрана 2) абиотические

В) изменение влажности воздуха

Г) изменение численности консументов

Д) изменение численности продуцентов

Е) увеличение численности паразитов

14. Установите соответствие между признаком организмов и функциональной группой, для которой он характерен.

ПРИЗНАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) поглощают из окружающей среды углекислый газ 1) продуценты

Б) синтезируют органические вещества из неорганических 2) редуценты

В) в клетках содержат фотосинтетические пигменты

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) являются сапротрофами

Е) разлагают органические вещества до минеральных

15 . Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

При оценивании задач с обоснованием ответа, оценивается только обоснование ответа (выбор ответа без обоснования не оценивается).

Выберите правильное утверждение («да» - «нет»), ответ обоснуйте.

16. Агроценозы менее устойчивы, чем биогеоценозы. Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.

17. Продуценты не считают начальным звеном круговорота веществ и превращения

энергии в экосистеме? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.

18. Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза? ? Укажите не менее 3-х признаков, которые доказывают это утверждение верно или неверно.

19. В экосистеме леса трофические уровни экологической пирамиды представлены организмами: растения → гусеницы → синицы → хищные птицы. Какие изменения численности обитателей разных уровней приведут к сокращению численности гусениц? Ответ поясните.

20. Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии, животные, бактерии? Как используется кислород этими организмами? Ответ поясните.

Выберите правильное утверждение и обоснуйте его.

21. Бактерии сапротрофы питаются

1) органическими веществами мёртвых растений и животных

2) органическими веществами, которые сами образуют из неорганических

3) неорганическими веществами, содержащимися в почве

22. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает

1) наличие в ней хищников

2) применение на полях высокой агротехники

3) создание заповедных территорий

4) биологический круговорот веществ

23. Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?

1) производители органических веществ

2) потребители органических веществ

3) разрушители органических веществ

4) разрушители неорганических веществ

Выберите правильное утверждение и обоснуйте правильные и неправильные ответы.

24. Углекислый газ поступает в атмосферу в результате

2) восстановления минералов

4) грозовых разрядов в атмосфере

(задания с ответами)

1. К окислительно-восстановительным функциям живого вещества в биосфере относят

4) хемосинтез

2. В природной экосистеме, в отличие от искусственной,

1) длинные цепи питания

5) замкнутый круговорот веществ

3. К увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу могут привести следующие биотические факторы:

1) сокращение численности сов, ежей, лис

2) большой урожай семян ели

6) уменьшение численности паразитов

4. Смешанный лес - более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу

2) больше видов

3) более длинные и разветвленные цепи питания

5. В водной экосистеме по сравнению с наземной

1) стабильный тепловой режим

3) пониженное содержание кислород

6) низкая прозрачность среды

6. Поле капусты - неустойчивая агроэкосистема, так как в ней

2) преобладают продуценты одного вида

3) небольшое число видов

5) короткие цепи питания

7. В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в

2) ограничении численности растительноядных животных хищниками

4) зависимости численности белок от урожая желудей

6) ограничении роста численности мышей хищниками

8. Определите правильно составленную пищевую цепь.

4) водоросли ® мальки рыб ® окунь ® чайка

6) сосна ® личинки насекомых ® синица ® ястреб

1) обилие легко усвояемой пищи

2) постоянство температуры, солевого и осмотического режимов

3) отсутствие естественных врагов

10. Консументы в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так как они

4) преобразуют органические вещества

5) освобождают заключенную в органических веществах энергию

11. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.

Б) растение БГАВ

12. Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода.

В) образование углекислого газа в процессе дыхания БАДГВ

13. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.

Ошибки допущены в следующих предложениях:

2. Первым звеном пищевой цепи являются продуценты.

3. У продуцентов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.

4. в световой фазе фотосинтеза выделяется кислород.

- Отсутствует обоснование ответа или сформировано ошибочное обоснование ---- 0 баллов

-Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических правил, законов ,закономерностей) при этом ошибок, указывающих на пробелы в знаниях нет --- 1 балл

- Полное обоснование ответа с использования экологических правил, законов, закономерностей) --- 2 балла

- Полное логическое, четко сформулированное обоснование ответа с использования экологических правил, законов, закономерностей, с примерами --- 3 балла

1. Б агроценозах отсутствует биологическое разнообразие, преобладают монокультуры, короткие цепи питания.

2. Отсутствует замкнутый круговорот веществ, так как первичная продукция в основном изымается человеком.

3. Агроценозы требуют для своего существования постоянного дополнительного (кроме солнечного) притока антропогенной энергии.

1. Аккумулируют солнечную энергию.

2. Создают органические вещества из неорганических.

3. Обеспечивают органическими веществами и энергией организмы других звеньев экосистемы.

1. Есть факторы, от которых зависит какой-либо процесс. Скорость фотосинтеза, например, зависит от таких факторов как свет, концентрация углекислого газа, наличие воды, температура.

2. Если какие-либо из этих факторов будут находиться не в оптимальных для фотосинтеза значениях, то тогда они не обеспечат протекание интенсивности фотосинтеза должным образом, то есть будут тормозить (или лимитировать) процесс.

3. При недостатке света и воды в световой фазе фотосинтеза не сможет вырабатываться АТФ. При недостатке углекислого газа нарушится работа цикла Кальвина по её фиксации и образованию глюкозы в темновой фазе фотосинтеза. При низких или высоких значениях температуры ферменты, обеспечивающие протекание биохимических процессов фотосинтеза, не работают.

1. Снижение продуктивности биомассы растительной продукции (засуха, пожар>.

2. Снижение численности хищных птиц повлечет за собой увеличение численности синиц.

1. Все растения, цианобактерии, животные и аэробные бактерии (бактерии могут быть и анаэробными, не нуждающимися для окисления органических веществ в молекулярном кислороде) поглощают кислород в процессе дыхания - окисления органических веществ.

2. Все растения, способные к фотосинтезу (есть растения паразиты, не способные к фотосинтезу) и цианобактерии выделяют молекулярный кислород как продукт фотолиза воды в световой фазе фотосинтеза.

1) органическими веществами мёртвых растений и животных

4) биологический круговорот веществ

3) разрушители органических веществ

Урок-контрольная работа по теме «Экосистемы»

Томбасова Татьяна Сергеевна, учитель биологии, МКОУ Доволенской СОШ № 2 им. С.И. Лазарева.

Тема урока: «Экосистемы»

Тест предназначен для 11 класса.

Цель урока: Создать условие для комплексного применения знаний на уроке.

Задачи урока:

Образовательная: выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе,

Воспитательная: Способствовать развитию интереса к родному краю определение эффективности используемых методов, форм и способов учебной деятельности.

Развивающая: формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть свои достижения и ошибки, планировать возможные пути его совершенствования и преодоления.

Тип урока: урок-контрольная работа.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

Методы обучения: Педагогические тесты.

Приемы обучения: работа с тестом.

Средства обучения: тест.

Ход урока

1.Мотивационный этап

«Вам будут раздан тест, который вы должны выполнить за 30 минут.

Правильное выполнение 90% -100% заданий теста - отметка «5»

Правильное выполнение 89% - 75% заданий теста - отметка «4»

Правильное выполнение 74% - 50% заданий теста - отметка «3»

Правильное выполнение 49% и менее заданий теста - отметка «2»»

Слушают, участие в диалоге.

2 . Этап актуализации знаний, умений.

создание ситуации успеха, организация учебного диалога по уточнению основных умений, освоение которых необходимо при контроле данной темы.

самоконтроль, самооценка до начала работы оценка своих возможностей

3. Этап самостоятельной работы.

Цель этапа: выполнение проверочной работы

Действия учителя: организация индивидуальной деятельности учащихся

Действия учащихся: самостоятельное выполнение проверочной работы.

4. Этап самоконтроля с самопроверкой

организация самопроверки, создание ситуации успеха; для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность для выявления причин ошибок и их исправления.

5. Этап рефлексии.

Справился ли с работой? Что удалось? Что не удалось? Какие ошибки допущены, в чем?

Какое задание было самым трудным? Почему?

Над какими умениями нужно еще поработать? Как?

Как бы вы оценили свою работу?

Доволен ли своей работой?

определение того, что необходимо было знать и уметь, чтобы выполнить работу без ошибок.

Учебные пособия: Учебник «Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень». Сивоглазов В.И.

Педагогические цели тестирования - определение степени усвоения классом и каждым учеником материала раздела, выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях;

Содержание теста - Биология. Общая биология, 11 класс, 64 часа;

Исходные (нормативные) документы, определяющие содержание педагогического теста: рабочей программы по биологии, Ф К ГОС основного общего и среднего образования по биологии (базовый уровень) (приказ Минобразования России от 05. 03. 2004г.), кодификатор элементов содержания требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, 2013 год.

Учебники и учебные пособия, рекомендованные для подготовки к педагогическому тестированию: Учебник «Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень». Сивоглазов В.И.

Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста - критериально ориентировочный тест;

Элементы содержания предмета, включенные в тест, соответствуют Ф К ГОС основного общего и среднего образования по биологии (базовый уровень) (приказ Минобразования России от 05. 03. 2004г.),;

Требования к уровню подготовки респондента - базовый уровень;

Соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний 79 % тестовых заданий ориентированы на факультативные знания и по 6% - на классификационные, алгоритмические и причинно-следственные биологические знания;

Средний уровень трудности заданий - 50%

Структура теста - задания расположены согласно логике преподаваемой темы и ФК ГОС;

Доминирующая деятельность испытуемого - письменные тесты;

Форма предъявления - бланковые тесты

Инструкции к испытуемым представлены в каждой группе заданий в тесте;

Количество вариантов в тесте - 2;

Количество заданий в варианте теста - 15;

Форма заданий по способам оценки - дихотомическая (0/1)

Общее время выполнения теста - 30 минуты, планируемое время на выполнения задания части А-1 мин, части В - 2 мин, части С- 4 - 5 минуты.

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Читайте также: