Резолюция Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современная иммунопрофилактика: вызовы, возможности, перспективы» (Москва,17-18 октября 2019 г. )

Обновлено: 24.09.2022

17-18 октября 2019 г. в Москве состоялась Первая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современная иммунопрофилактика: вызовы, возможности, перспективы».

Проведение научного форума было инициировано Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, организовано Центральным НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора при содействии Всероссийского научно-практического общества эпидемиологов, микробиологов и паразитологов и Национального научного общества инфекционистов.

В работе Конференции приняли участие более 1500 врачей различных специальностей из 78 регионов РФ педиатров, терапевтов, врачей общей практики, инфекционистов, эпидемиологов, специалистов в области организации здравоохранения и др. Конференция стала площадкой для обмена международным опытом в сфере иммунопрофилактики между врачами и ведущими специалистами из Российской Федерации, Республики Белоруссия, Турецкой Республики, Республики Казахстан, Республики Узбекистан и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В рамках Конференции состоялись Пленарное заседание и 16 секционных заседаний, в ходе работы которых было сделано более 100 докладов. Основными вопросами Конференции стали:

  • эпидемиологическая ситуация в мире и в России и современные технологии эпидемиологического надзора за вакциноуправляемыми инфекциями и иммунопрофилактикой;
  • организация вакцинации населения: современные подходы с учетом международного опыта;
  • опыт реализации и перспективы развития национального и региональных календарей профилактических прививок;
  • современные подходы к иммунопрофилактике отдельных инфекций;
  • обеспечение безопасности иммунизации, вопросы надзора за неблагоприятными последствиями иммунизации;
  • развитие производства иммунобиологических препаратов в Российской Федерации;
  • противодействие антивакцинальной пропаганде.

Конференция стала местом проведения двух круглых столов: «О реализации методических рекомендаций по выявлению, расследованию и профилактике побочных реакций после иммунизации» и круглого стола, проведенного совместно Всероссийским научно-практическим обществом эпидемиологов, микробиологов и паразитологов (ВНПОЭМП) и Национальным научным обществом инфекционистов (ННОИ) «Иммунизация стратегия на всю жизнь», вызвавших активную дискуссию и живое обсуждение насущных проблем вакцинопрофилактики его участниками.

В ходе Конференции было проведено заседание Проблемной комиссии Ученого совета Роспотребнадзора «Профилактика инфекций, управляемых средствами вакцинопрофилактики».

Участники подчеркнули, что организация и проведение иммунопрофилактики в Российской Федерации в настоящий момент регламентируются Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», национальным календарем профилактических прививок и календарем прививок по эпидемическим показаниям, санитарно-эпидемиологическими правилами и методическими рекомендациями. Российский национальный календарь профилактических прививок и система вакцинопрофилактики позволяют обеспечить один из самых высоких в мире уровней охвата бесплатными для детского населения профилактическими прививками.

Вместе с тем в Российской Федерации остается актуальным вопрос об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний у взрослых, в том числе по социальным и медицинским показаниям, а также у лиц, занятых в определенных сферах деятельности. Иммунизация населения в рамках Календаря прививок по эпидемическим показаниям является финансовым обязательством регионов и проводится в соответствии с постановлениями главных государственных санитарных врачей субъектов, в основном против природно-очаговых инфекций. Финансирование мероприятий для данных целей и расширение перечня используемых вакцин за счет бюджетов субъектов и иных источников крайне ограничено.

Участниками Конференции отмечено, что совершенствование действующего национального календаря профилактических прививок должно осуществляться как через оптимизацию существующих схем иммунизации, так и через расширение контингентов, подлежащих профилактическим прививкам. Это предполагает создание рекомендаций и целевых календарей для взрослых, в том числе для определенных профессиональных групп.

Для разработки нормативной документации, выделения адекватного финансирования, внедрения эффективной вакцинопрофилактики необходимо участие и взаимодействие федеральных, региональных, отраслевых, корпоративных структур, национальных научных сообществ.

Участники Конференции подтверждают:

  • важность иммунизации как одного из самых эффективных и экономически рентабельных профилактических мероприятий по сохранению здоровья населения и обеспечению активного долголетия;
  • огромный вклад иммунизации в достижение глобальных целей общественного здравоохранения, в частности в снижение заболеваемости, инвалидности, смертности на протяжении всей жизни человека.
  • совершенствования нормативно-методического обеспечения вакцинопрофилактики, в том числе разработки федеральных клинических рекомендаций по специфической профилактике отдельных инфекционных болезней, включая принципы «догоняющей» и сочетанной иммунизации, а также формирования индивидуального графика вакцинации;
  • разработки методических рекомендаций по формированию приверженности населения к иммунопрофилактике;
  • внедрения современных технологий эпидемиологического надзора за вакциноуправляемыми инфекциями и вакцинопрофилактикой, в том числе молекулярно-генетических методов, ГИС-технологий, а также математического моделирования эпидемического процесса;
  • внедрения методических рекомендаций по мониторингу побочных проявлений после иммунизации, разработанных на основе руководства ВОЗ и утвержденных в 2019 г.;
  • проведения на постоянной основе мониторинга социально-экономической значимости вакциноуправляемых инфекций как критерия эффективности вакцинопрофилактики для своевременного принятия управленческих решений по коррекции тактики иммунизации;
  • создания в рамках информатизации здравоохранения электронной базы данных о вакцинации, заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями и побочных проявлениях после иммунизации, внедрения электронного прививочного сертификата;
  • изучения факторов, способствующих и препятствующих использованию медицинских услуг по вакцинации, разработке и реализации адресных стратегий, направленных на стимулирование спроса на иммунизацию;
  • внедрения передовых технологий обеспечения безопасности инъекций;
  • модернизации оборудования для хранения и транспортирования иммунобиологических лекарственных препаратов в условиях «холодовой цепи», включая средства контроля температуры.

Участники Конференции, обращаясь к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, отмечают настоятельную необходимость:

  • внедрения в национальный календарь прививок и календарь вакцинации по эпидемическим показаниям таких нозологических форм, как ротавирусная инфекция, ветряная оспа и папилломавирусная инфекция;
  • совершенствования стратегии и тактики иммунизации детей и взрослых против таких бактериальных инфекций, как пневмококковая, менингококковая, Hibинфекция и коклюш, в целях не только снижения заболеваемости и смертности от этих инфекций детского и взрослого населения, но и профилактики формирования антибиотикорезистентности;
  • организации мониторинга своевременности иммунизации новорожденных детей в роддомах против гепатита В и туберкулеза, как основной меры профилактики передачи инфекции от матери к плоду, предупреждения развития хронического гепатита В и туберкулеза, а также организации мониторинга распространения HBsAg среди детей и «догоняющей» и «подчищающей» иммунизации против гепатита В детей первого года жизни и более старших возрастных групп соответственно;
  • расширения практики применения комбинированных вакцин в целях повышения охвата вакцинацией детей первых лет жизни, приверженности родителей к иммунопрофилактике благодаря снижению инъекционной нагрузки на ребенка за одно посещение прививочного кабинета и оптимизации графика вакцинации, обеспечивающего проведение прививок ротавирусной и пневмококковой конъюгированной вакцин;
  • организации в Российской Федерации производства полного цикла поливалентных пневмококковой, менингококковой конъюгированных вакцин, ротавирусной и папилломавирусной вакцин, вакцины против вируса Varicella zoster, комбинированных пятии шестикомпонентных вакцин с бесклеточным коклюшным, Hib-компонентом и инактивированной вакциной против полиомелита, а также квадривалентной вакцины против гриппа;
  • использования при создании отечественных вакцин данных об актуальной антигенной структуре возбудителей, циркулирующих на территории страны;
  • распределения адекватных кадровых и финансовых ресурсов для достижения целей, обеспечения качества и эффективности программы иммунизации;
  • внедрения стратегии «Иммунизация на протяжении жизни», рекомендованной ВОЗ и реализуемой в большинстве стран Евросоюза, в Стратегию развития вакцинопрофилактики в Российской Федерации до 2035 г.

Участники Конференции высоко оценили научно-методический уровень и организацию проведения форума, определившие новые научные тренды в иммунопрофилактике, а также высказали пожелание о ежегодном проведении такого мероприятия в связи с актуальностью проблемы.

О целевой комплексной программе "Иммунопрофилактика"

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 января 1996 г. N 56 P960056_ "О Плане действий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996-1998 годы и развернутом Плане мероприятий Правительства Республики Казахстан по углублению реформ на 1996 год", в целях профилактики и снижения инфекций, управляемых вакцинацией, Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить целевую комплексную программу "Иммунопрофилактика" (далее - Программу) на 1996-1998 годы.
2. Министерству здравоохранения Республики Казахстан совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и иными центральными и местными исполнительными органами обеспечить реализацию Программы и установить контроль за ее выполнением.

Премьер-Министр
Республики Казахстан

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 8 мая 1996 г. N 577

Целевая комплексная программа "Иммунопрофилактика"

Наличие высокоэффективных и безвредных вакцин против детских инфекционных заболеваний дифтерией, коклюшем, полиомиелитом, корью позволяет снизить заболеваемость, смертность и в ряде случаев ликвидировать их.
В Законах Республики Казахстан Z921200_ "Об охране здоровья народа в Республике Казахстан" и Z942000_ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проблемам вакцинации придается приоритетное значение. Программа рассмотрена и одобрена экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и ЮНИСЕФ.

После периода успехов в снижении уровня инфекционных заболеваний, управляемых средствами специфической профилактики, в последние годы наметился их рост. Заболеваемость дифтерией в расчете на 100 тыс. населения возросла с 0,2 в 1991 году до 6,7 в 1995 году. Рост заболеваемости дифтерией продолжается, увеличилась летальность. На высоком уровне регистрируются корь, коклюш, эпидемический паротит, спорадически - полиомиелит.
Причиной столь высокой заболеваемости управляемыми инфекциями является недостаточный охват населения прививками, особенно детей раннего возраста. В 1993-1995 годах охват прививками против дифтерии детей до одного года составил 81-84-92 процента соответственно, против коклюша - 75-79-90 процентов, против кори 91-71-95 процентов. Отсутствие собственного производства по выпуску вакцин и сывороток поставило республику в труднейшее положение по обеспечению населения иммунобиологическими препаратами.
В настоящее время вакцины и сыворотки в основном закупаются за рубежом, в том числе в России, а также поступают по линии гуманитарной помощи. В 1994 году годовая потребность в вакцинах была удовлетворена в целом по республике на 60 процентов, в 1995 году - на 80 процентов.
Имеются значительные трудности в соблюдении холодовой цепи из-за отсутствия производства по выпуску холодильного оборудования, термоконтейнеров, хладоэлементов, возникли серьезные проблемы с обслуживанием и ремонтом имеющегося оборудования.
Остается проблемой обеспечение лечебно-профилактических учреждений одноразовыми шприцами.
Научный потенциал республики представлен: Казахским научно-исследовательским институтом эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней. Научным центром педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Казахским государственным институтом усовершенствования врачей и 6 медицинскими институтами, которые из-за недостаточного финансирования сократили проведение научных исследований по проблемам иммунопрофилактики.
Остается слабой подготовка студентов медицинских институтов, учащихся медицинских училищ по данной проблеме. Не ведется специальная подготовка педиатров-иммунологов, врачей-лаборантов, терапевтов и других специалистов по вопросам иммунологии. Недостаточно изучаются причины поствакцинальных осложнений, не разрабатываются методы лечения, тактика иммунизации детей группы риска, не проводится анализ причин иммунодефицитных состояний детей.
Слабая санитарно-просветительная работа среди населения, неубедительное и несвоевременное освещение важности проблем вакцинопрофилактики в средствах массовой информации способствуют высоком доле отказов родителей от прививок.
Законом Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрена обязательность иммунизации граждан республики.
Проблемы профилактики и снижения инфекций, управляемых вакцинацией, могут быть успешно решены путем осуществления комплекса организационных, медицинских, экономических и правовых мер в рамках целевой комплексной программы "Иммунопрофилактика".

II. Цели и задачи

III. Политика и стратегия

Политика и стратегия Программы строится с учетом опыта, накопленного здравоохранением Республики Казахстан по проблеме вакцинопрофилактики, современного мирового уровня, рекомендаций ВОЗ, ЮНИСЕФ.
Программа предусматривает:
неукоснительное выполнение календаря прививок, утвержденного Министерством здравоохранения Республики Казахстан в 1995 году и одобренного ВОЗ. Приоритетной является вакцинация детей в возрасте до 1 года против туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, до 2 лет - против кори;
постоянный мониторинг и оценку выполнения Программы для своевременной корректировки календаря прививок и планов мероприятий.
Стратегия Программы:
обеспечение населения высокоиммуногенными и низкореактогенными вакцинами;
проведение в районах с высокой заболеваемостью национальных дней иммунизации, экстренной и массовой, исходя из эпидемиологической ситуации;
совершенствование информационной базы эпидемиологического надзора, мониторинга и контроля за управляемыми инфекциями, привитостью, холодовой цепью, движением вакцин и т. д.;
широкая социальная мобилизация населения по пропаганде и достижению целей иммунизации;
совершенствование профессиональной подготовки врачей и средних медицинских работников, других специалистов по вопросам иммунопрофилактики;
увеличение объема научных исследований по вопросам иммунопрофилактики;
расширение международных связей с целью обмена опытом работы и совершенствования Программы, повышения квалификации кадров, решения вопросов материально-технического обеспечения службы иммунизации.

IV. Управление Программой


Главное управление Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан является организационно-методическим и консультативным органом республики по разработке и внедрению всего комплекса мер специфической профилактики инфекций.
Выполнение мероприятий по борьбе с дифтерией, столбняком, коклюшем, корью, полиомиелитом, туберкулезом проводится на всех уровнях органами и учреждениями здравоохранения республики согласно целевым программам.
Совершенствование эпидемиологического анализа позволит создать научно обоснованную, объективную базу для планирования и проведения рациональных и эффективных противоэпидемических мероприятий.
Для обеспечения управления Программой будет широко использоваться существующая информационная система, с разработкой новой нормативно-методической документации, позволяющей оценить качество и эффективность реализации основных направлений Программы.

V. Вакцины и холодовая цепь

Для успешной реализации Программы особое значение приобретает обеспечение республики достаточным количеством иммунобиологических препаратов и другими дополнительными материальными ресурсами. На Республиканскую санитарно-эпидемиологическую станцию возлагается ответственность за своевременное централизованное обеспечение вакцинами, сыворотками, диагностикумами другими иммунобиологическими препаратами.
В 1994 году между Правительством Республики Казахстан и ЮНИСЕФ подписано Соглашение о вакцинной обеспеченности Республики Казахстан, которое гарантирует до 2000 года поставку в республику вакцин детям до двух лет.
Однако, для поддержания эпидемиологического благополучия в стране требуется проведение дальнейших возрастных ревакцинаций детей, подростков и взрослых, проведение иммунизации как плановой, так и экстренной, по эпидемическим показаниям.
Эффективность вакцинопрофилактики в значительной степени определяется режимом хранения и транспортировки вакцин. В рамках расширенной программы иммунизации будет производиться дополнительная поставка холодильного оборудования в течение 5 лет из Японии.

VI. Совершенствование системы
эпидемиологического надзора

1. Утвердить и внедрить в практику стандартное определение случая дифтерии, полиомиелита, кори, столбняка и других "управляемых" инфекций.
2. Разработать и внедрить в 1996 году системы компьютерно-информационного слежения за уровнем заболеваемости, показателями охвата вакцинацией детей, подростков, взрослых групп риска, уровнем коллективного иммунитета, интенсивностью циркуляции токсигенных штаммов дифтерии, полиовирусов, движением вакцин и т. д., что позволит обеспечить своевременное проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий, а также прогнозирование эпидемиологической ситуации.
3. Охватить вакцинацией не менее 95 процентов детей до одного года и не менее 85 процентов взрослых.
4. Достичь высокого уровня коллективного иммунитета: защищенность среди детей - не менее 90 процентов, среди взрослых - не менее 75 процентов.
5. Совершенствовать схему и определение контингента лиц, подлежащих обследованию на бактерионосительство возбудителя дифтерии, повысить эффективность бактериологического контроля за интенсивностью циркуляции токсигенных штаммов дифтерии, полиовирусов.
6. Разработать и внедрить в практику ускоренные методы лабораторной диагностики дифтерии, кори и краснухи.

VII. Подготовка медицинских кадров

Для реализации Программы необходимы квалифицированные кадры.
Базовая подготовка медицинских кадров проводится в медицинских институтах, училищах, на кафедрах усовершенствования врачей и повышения квалификации средних медицинских работников.
С целью улучшения подготовки медицинских кадров предусмотрено:
внести дополнения и изменения в программы обучения студентов медицинских вузов, училищ, врачей и средних медицинских работников на курсах повышения квалификации;
разработать и издать методические материалы по вакцинопрофилактике для студентов медицинских вузов и средних специальных учебных заведений;
провести расширенную подготовку специалистов по актуальным вопросам иммунизации населения:
руководителей программ иммунизации на разных уровнях;
врачей-иммунологов, фтизиатров, невропатологов, аллергологов и других специалистов;
медицинских сестер кабинетов иммунопрофилактики, медицинских сестер школ, детских дошкольных учреждений;
включить раздел иммунопрофилактики в обязательный перечень вопросов при проведении аттестации врачей и средних медицинских работников на квалификационную категорию;
проводить ежегодную аттестацию медработников, с выдачей соответствующего документа на право проведения вакцинации населения.

VIII. Социальная мобилизация

Целью социальной мобилизации является активное привлечение всего населения к участию в организации и проведении вакцинации детей и взрослых против "управляемых" инфекций.
Реализация данного раздела Программы предполагает:
изучить информированность населения по вопросам иммунизации, используя метод анкетированного опроса родителей, работников дошкольных учреждений, преподавателей школ, учащихся и студентов;
проводить широкую разъяснительную работу среди населения по вопросам иммунизации через средства массовой информации;
подготовить сценарий, провести съемку и прокат короткометражного фильма, видеоклипов и рекламных видеороликов;
подготовить и издать научно-популярную литературу для населения (листовки, памятки, брошюры, плакаты, буклеты).

IХ. Международное сотрудничество

Министерство здравоохранения Республики Казахстан продолжает работать над реализацией расширенной программы иммунизации, принятой Всемирной организацией здравоохранения и направленной на решение задач по снижению и ликвидации полиомиелита, кори, дифтерии, коклюша, столбняка и туберкулеза. В подготовке и реализации целевой комплексной программы "Иммунопрофилактика" значительную помощь оказывают специалисты и эксперты ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮСАИД и др.
Материально-техническая помощь республике осуществляется в форме поставок вакцин, холодильного оборудования, а также проведения семинаров, разработки и размножения методической и специальной литературы, переподготовки специалистов Министерства здравоохранения Республики Казахстан, обеспечивающих реализацию Программы, на базе ведущих учреждений ВОЗ.

Х. Научные исследования

Вопросами иммунопрофилактики занимается Казахский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и инфекционных болезней.
Программа предусматривает проведение прикладных исследований, ориентированных на решение проблем иммунопрофилактики оперативного характера.
Во-первых, снижение заболеваемости дифтерией путем повышения эффективности вакцинации и экстренной специфической диагностики этого заболевания.
Многолетние исследования по изучению иммунного статуса людей показали существенную роль влияния окружающей среды на эффективность выработки иммунитета. Необходимо продолжить поиск безопасных и высокоэффективных стимуляторов иммунного ответа на вакцину.
Важнейшим в борьбе с дифтерией является своевременная диагностика заболевания. Существующие бактериологические методы позволяют получить подтверждение диагноза только на 3 - 5 сутки. В этой связи требуется безотлагательная разработка ускоренного и надежного метода диагностики.
Во-вторых, разработка ускоренных методов эпидемиологической диагностики смешанных очагов кори и краснухи.
В республике краснуха продолжает оставаться не изученной инфекцией. Вместе с тем заболеваемость ею достаточно высока и, в силу схожести клинической картины с корью, дифференциация этих инфекций крайне затруднена. Разработка гемагглютинирующих антигенных и люминисцирующих антительных препаратов кори и краснухи позволит целенаправленно проводить в очагах противоэпидемические мероприятия.

Иммунопрофилактика

Иммунопрофилактика - единственный надежный способ, позволяющий предупреждать возникновение эпидемий или вспышек инфекционных заболеваний и полностью их контролировать. Она направлена на формирование активного иммунитета, обеспечивающего невосприимчивость к возбудителям инфекционных болезней.

Существует специфическая и неспецифическая иммунопрофилактика.

Неспецифическая иммунопрофилактика включает в себя следование здоровому образу жизни, включая:

· Качественное полноценное питание

· Соблюдение режима труда и отдыха

· Отсутствие вредных привычек

· Благоприятное психоэмоциональное состояние

Специфическая иммунопрофилактика используется для создания или усиления иммунитета против конкретного возбудителя.

Активная иммунопрофилактика-создание искусственного активного иммунитета путем введения вакцин. Используется для профилактики инфекционных заболеваний до контакта организма с возбудителем. При инфекциях с длительным инкубационным периодом.

Пассивная иммунопрофилактика - создание искусственного пассивного иммунитета путем введения иммунных сывороток, сывороточных препаратов или плазмы. Используются для экстренной профилактики инфекционных заболеваний

Активная иммунопрофилактика предполагает использование вакцин, содержащих антигены микроорганизмов и индуцирующих развитие иммунного ответа в организме привитого.

Вакцина — медицинский препарат биологического происхождения, обеспечивающий организму появление приобретённого иммунитета к конкретному антигену. Вакцина обычно содержит агент, который напоминает вызывающий заболевание микроорганизм, и часто производится из ослабленных или убитых форм микроба или одного из его поверхностных белков. Препараты, изготовленные из токсинов, продуцируемых микроорганизмами, называется анатоксин (не вакцина).

К вакцинам предъявляются следующие требования:

1. Иммуногенность- вакцина должна стимулировать выработку стойкого специфического иммунитета.

2. Длительность иммунитета - время, в течение которого сохраняется невосприимчивость к заболеванию.

3. Ареактогенность- минимальное сенсибилизирующие (приводящее к возникновению аллергических реакций) действие.

4. Стабильность- сохранение иммуногенных свойств при транспортировке, хранении и применении вакцины.

5. Ассоциируемость - возможность комбинирования и применения нескольких антигенов в составе одной вакцины

6. Стандартизируемость- должны легко дозироваться и отвечать международным стандартам.

7. Экономическая эффективность - невысокая стоимость производства вакцины, минимальные требования к оборудованию и применению.

В Республике Казахстан существует календарь прививок, согласно которого каждый человек имеет право получить плановые профилактические прививки в срок, установленный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2020 года №612, либо же получить их по индивидуальному графику.

В постановлении №612 регламентирован перечень заболеваний против которых проводятся плановая иммунизация всего их 11, к ним относятся: вирусный гепатит "В", гемофильная инфекция типа b, дифтерия, коклюш, корь краснуха, пневмококковая инфекция, полиомиелит, столбняк, туберкулез, эпидемический паротит.

В дополнение к этим вакцинам также проводится иммунизация по эпидемиологическим показаниям против таких инфекций как: бешенство, брюшной тиф, весенне-летний клещевой энцефалит, чума, вирусный гепатит "А", грипп, сибирская язва и туляремия.

В заключении необходимо добавить, что существует неоспоримый научный консенсус о том, что вакцинация является очень безопасным и эффективным способом борьбы с инфекционными заболеваниями и их уничтожения.

Также Всемирная Организация Здравоохранения заявляет, что вакцины не вызывают расстройства аутистического спектра. «Этот вывод был сделан по результатам множества исследований, проводившихся на очень больших группах людей.», а также «Тяжёлые или долгосрочные побочные эффекты встречаются крайне редко. Шанс столкнуться с серьёзной неблагоприятной реакцией организма на введение вакцины составляет 1 к миллиону», «Вакцины могут вызывать лёгкие побочные эффекты, такие как субфебрильная температура и боль или покраснение в месте инъекции. Такие проявления, как правило, проходят сами в течение нескольких дней.»

О вакцинации от Covid-19

На момент написания этой статьи по всему миру проходит вакцинация против COVID-19, в нашей стране было принято решение о том, что компания по вакцинации стартует с вакцины российского производства Гам-КОВИД-Вак (Спутник-V). Эта вакцина была выбрана поскольку, изготовление векторных вакцин является уже не новой и испытанной временем технологией, обладающей такими преимуществами как относительная простота и дешевизна производства, более низкие требования к хранению и технике использования вакцины, а также, следовательно, меньшие логистические затраты.

Препарат состоит из двух компонентов: компонент Ⅰ и компонент Ⅱ. В состав компонента Ⅰ входит рекомбинантный аденовирусный вектор на основе аденовируса человека 26 серотипа, несущий ген S-белка вируса SARS-CoV-2; в состав компонента Ⅱ входит вектор на основе аденовируса человека 5 серотипа, также несущий ген S-белка вируса SARS-CoV-2 разные серотипы аденовируса были выбраны потому что если вакцинировать человека у которого уже есть иммунитет против аденовируса конкретного серотипа, то иммунный ответ будет недостаточной силы для формирования защиты от коронавирусной инфекции, что бы минимизировать возможность формирования неполноценного иммунного ответа и вводят второй компонент вакцины содержащий аденовирус другого серотипа. Полноценный иммунный ответ вырабатывается через 3 недели после V2 (введения второго компонента вакцины), таким образом, на 42-й день от момента начала курса вакцинации при соблюдении его сроков.

Важно помнить, что вакцинации против КВИ не подлежат:

1 люди имеющие индивидуальную непереносимость компонентов вакцины (аллергические реакции);

2 лица с острой и бессимптомной формой КВИ;

3 беременные женщины и в период грудного вскармливания;

4 лица не достигшие возраста 18 лет;

Лица, контактировавшие с больным инфекционным заболеванием, включая КВИ, прививаются после завершения срока карантина. Лица имеющие хронические заболевания в периоде обострения, им следует дождаться нормализации состояния.

Переболевших любыми формами КВИ рекомендуется привить через 6 месяцев после выздоровления и с учетом оценки состояния перед вакцинацией. После получения прививки против КВИ вы можете получить свой прививочный паспорт с указанием всей информации о проведенной процедуре в приложении «eGov mobile» разделе «цифровые документы».

У нас в Центре матери и ребенка в первой волне вакцинации были привиты 270 медицинских работников включая руководителей организации, по прошествии месяца у всех привитых сотрудников отмечается удовлетворительное состояние. В первые три дня после вакцинации чаще всего может подниматься температура, проявляться ломота в мышцах, ощущаться заложенность носа, покраснение в месте прокола кожи. Важно помнить и соблюдать рекомендации вашего терапевта, чтобы избежать чрезмерной реакции организма на прививку. В статье журнала «The Lancet» посвященной этой вакцине указывается что эффективность вакцины против SARS-CoV-2 достигает 91.6%, вместе с тем отмечается что у некоторых людей достаточный для защиты человека уровень специфических антител появляется уже после первой дозы вакцины.

На сегодняшний момент вакцинация является единственным эффективным методом борьбы против COVID-19, способным полностью остановить пандемию и вернуть человечество к привычному укладу жизни.

Врач эпидемиолог-иммунолог КГП на ПХВ «Центр матери и ребёнка» Мещеряков И.М.

Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний

Для борьбы с инфекционными заболеваниями вакцинация является самым эффективным средством. Кроме того, прививки экономически выгодны: при минимальных вложениях государство обеспечивает надежную защиту населения от инфекций. В странах, где вакцинация узаконена на государственном уровне, количество инфекционных заболеваний значительно ниже, чем там, где прививки не делаются.

Иммунизация - метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных заболеваний путем создания или усиления искусственного иммунитета при помощи вакцин.

В XVIII веке Эдвард Дженнер был первым врачом, который провел вакцинацию людей коровьей оспой, чтобы защитить их от натуральной оспы. В 1777 году он основал в Лондоне первый в мире оспопрививальный пункт. Через 100 лет Луи Пастер произвел первую успешную вакцинацию человека против бешенства.

Сейчас же вакцинация во всём мире признана идеальным средством профилактики, сдерживания и ликвидации инфекционных заболеваний. Вакцинопрофилактика занимает приоритетное положение среди государственных мер по защите населения от эпидемий.

Зачем нужна вакцинация и иммунопрофилактика

Основные положения концепции вакцинопрофилактики были сформулированы в рамках Расширенной программы иммунизации, разработанной ВОЗ. В обобщенном виде основные положения концепции сводятся к следующему:

  • вакцинопрофилактика - наиболее доступный и экономичный способ снижения заболеваемости и смертности от детских инфекций;
  • каждый ребенок в любой стране имеет право на вакцинацию;
  • выраженный эффект при вакцинопрофилактике достигается только в тех случаях, когда в рамках календаря прививок иммунизируется не менее 95% детей;
  • дети с хронической патологией относятся к группе высокого риска при массовых детских инфекциях, в связи с чем, иммунизация для них должна быть обязательной;
  • в Российской Федерации Национальный календарь профилактических прививок не имеет принципиальных отличий от календарей других государств.

Цель вакцинации

Создание специфической невосприимчивости к инфекционному заболеванию путем имитации естественного инфекционного процесса с благоприятным исходом. Активный поствакцинальный иммунитет сохраняется в течение 5-10 лет у привитых против кори, дифтерии, столбняка, полиомиелита, или в течение нескольких месяцев у привитых против гриппа, брюшного тифа. Однако при своевременных повторных прививках он может сохраняться всю жизнь.

Виды иммунопрофилактики

Основных видов иммунопрофилактики два:

  • специфическая — направленная против конкретного возбудителя. Это и есть та самая прививка;
  • неспецифическая — активизация иммунной системы организма в целом. Сюда как раз и относятся правильный образ жизни, режим труда и отдыха, полноценное питание, витамины и микроэлементы.

Специфическая иммунопрофилактика бывает:

  • активная (выработка защитных антител самим организмом в ответ на введение вакцины);
  • пассивная (введение в организм готовых антител).

Механизм действия вакцин

Вырабатываемые антитела строго специфичны, то есть они нейтрализуют только тот агент, который вызвал их образование. После введения вакцины требуется время, чтобы организм успел выработать необходимые защитные факторы. Обычно для этого требуется от одной до нескольких недель.

Впоследствии, если происходит встреча человеческого организма с возбудителем инфекционной болезни, антитела, как один из факторов иммунитета, соединяются с вторгшимися микроорганизмами и лишают их способности вызывать инфекционное заболевание.

Благодаря клеткам памяти иммунная система способна гораздо сильнее отвечать на повторную встречу с данным антигеном. Такой вторичный ответ развивается быстрее и более эффективен, чем первичный.

Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например, возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита А и В и др.) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка и др.).

Выработка специфического иммунитета может быть достигнута при однократной вакцинации (туберкулез) или при многократной (АКДС, полиомиелит, корь и так далее). Ревакцинация (повторное введение вакцины) направлена на поддержание иммунитета, выработанного предыдущими вакцинациями.

Иммунитет, который формируется при введении вакцин, различается в зависимости от вида вакцины. В ответ на введение убитой вакцины (например, коклюшной) или обезвреженного токсина (например, дифтерийного или столбнячного) формируется нестойкий иммунитет (т. к. вакцинные микроорганизмы не размножаются в организме), поэтому, чтобы выработка антител была полноценной и продолжительной, их приходится вводить повторно. Живые ослабленные вакцины (против туберкулеза, кори, паротита, полиомиелита, краснухи) действуют иначе: вакцинные микроорганизмы размножаются в организме, вызывая очень легкую, большей частью незаметную инфекцию, в ответ на которую вырабатывается стойкий, часто пожизненный иммунитет, то есть невосприимчивость.

К чему приведет отказ от иммунизации

Административные последствия отказа от вакцинации:

  • при карантине и эпидемии (или угрозе эпидемии) Вам могут временно отказать в приеме в учебное или оздоровительное учреждение (пока не пройдет риск заражения);
  • вам могут запретить въезд в страны, пребывание в которых, в соответствии с международными медико-санитарными правилами, либо международными договорами Российской Федерации, требует конкретных профилактических прививок;
  • вам могут отказать в приеме на работу, детское дошкольное учреждение или отстранить от работы, выполнение которой связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Все инфекции, профилактические прививки против которых включены в Национальный календарь, несут прямую угрозу жизни и здоровью. Как только прекращается иммунизация или снижается ее объем, происходит активизация длительно не регистрировавшихся или регистрировавшихся на низком (спорадическом) уровне инфекций. Причины, которые привели к отмене или ограничению иммунизации были различны, но результат один - подъем заболеваемости, перерастающий в ряде случаев в эпидемии.

И таких печальных примеров имеется достаточно:

- основной причиной возникновения эпидемии дифтерии явились серьезные недостатки в организации и проведении иммунизации населения, массовая и агрессивная кампания в средствах массовой информации о вреде прививок, низкая информированность населения о последствиях отказа от прививок и, как следствие этого, низкий уровень коллективного иммунитета;

- в те же годы во время правления в Чечне Дудаева были запрещены все прививки. Следствием этого стала эпидемия полиомиелита с вовлечением 156 детей, ставших инвалидами и в 6 случаев смерти;

- аналогичная ситуация возникла летом 2003г. в Нигерии, где появилось мощное противодействие кампании по вакцинации против полиомиелита, проводимой ВОЗ. Распространение слухов среди населения, что вакцина является опасной, содержит ВИЧ и гормоны, которые сделают мусульманских женщин бесплодными, привели к задержке завершения вакцинации на 11 месяцев. Через 1 год заболевание распространилось на 10 соседних стран, считавшихся свободными от полиомиелита. Результат - более 700 детей стали инвалидами и в 4 странах, где полиомиелит был ликвидирован, он вновь стал эндемичным заболеванием;

- в Швеции и Нидерландах в 1999-2000 гг. наблюдалось около 25 000 случаев заболевания корью, в том числе - со смертельным исходом. Эти страны являются благополучными в эпидемическом отношении с высоким охватом иммунизацией детского населения. Однако и там случаются «ЧП». В Нидерландах вспышка кори возникла в религиозной общине, где культивировался отказ от прививок. По этой же причине имеются примеры «завоза» кори из таких богатых стран, как Германия, Франция и Япония;

- точно также в Великобритании еще в 70-х годах прошлого столетия охват вакцинацией против коклюша упал с 79 до 31% благодаря широкой циркуляции слухов о якобы имеющейся связи вакцинации с тяжелой энцефалопатией. Следствием стало более 5 000 случаев госпитализации, тяжелой пневмонии, судорожных конвульсий, 28 случаев смерти. В результате тщательного расследования связь вакцинации против коклюша с энцефалопатией не подтвердилась. Аналогичные события происходили в Швеции, Японии, Германии.

Эти отдельные примеры (а их гораздо больше) четко показывают зависимость заболеваемости управляемыми инфекциями от уровня вакцинируемых, охвата прививками. Поэтому даже на фоне небольшой заболеваемости надо проводить систематическую вакцинацию 95% детей. Это тот критический уровень, который позволяет обеспечивать безопасность каждого из нас и каждого нашего ребенка.

Иммунопрофилактика от инфекционных заболеваний в казахстане


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об иммунопрофилактике инфекционных болезней

(с изменениями на 2 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000) (изменения вступили в силу с 1 января 2001 года);

Федеральным законом от 30 июня 2006 года N 91-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, N 27, 03.07.2006);

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 341-ФЗ (Российская газета, N 281, 13.12.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Принят
Государственной Думой
17 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
4 сентября 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

иммунопрофилактика инфекционных болезней (далее - иммунопрофилактика) - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок;

профилактические прививки - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;

иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики - вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням;

национальный календарь профилактических прививок - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок;

поствакцинальные осложнения, вызванные профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (далее - поствакцинальные осложнения), - тяжелые и (или) стойкие нарушения состояния здоровья вследствие профилактических прививок;

сертификат профилактических прививок - документ, в котором регистрируются профилактические прививки гражданина;

календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям - нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики

1. Законодательство Российской Федерации в области иммунопрофилактики состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан и юридических лиц.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правами и несут обязанности, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Глава II. Государственная политика в области иммунопрофилактики. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

Статья 4. Государственная политика в области иммунопрофилактики

1. Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

2. В области иммунопрофилактики государство гарантирует:

доступность для граждан профилактических прививок;

бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании;

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 октября 2021 года Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 316-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ;

использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных иммунобиологических лекарственных препаратов;

государственный контроль качества, эффективности и безопасности иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики;

поддержку научных исследований в области разработки новых иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики;

обеспечение современного уровня производства иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики;

государственную поддержку отечественных производителей иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики;

включение в федеральные государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики (абзац дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ - см. предыдущую редакцию);

совершенствование системы статистического наблюдения;

обеспечение единой государственной информационной политики;

развитие международного сотрудничества.

3. Реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

выбор медицинской организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность;

бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании;

медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

отказ от профилактических прививок.

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

выполнять предписания медицинских работников;

в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Глава III. Финансовое обеспечение иммунопрофилактики

(наименование главы в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Финансовое обеспечение иммунопрофилактики

1. Финансовое обеспечение противоэпидемических мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней, а также проведение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают расходные обязательства субъектов Российской Федерации по реализации мер в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

Статья 7. Поставки медицинских иммунобиологических препаратов

(статья утратила силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Глава IV. Организационные основы деятельности в области иммунопрофилактики

Статья 8. Организационные основы деятельности в области иммунопрофилактики

1. Осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Читайте также: