Страничка невролога

Обновлено: 24.09.2022

Жалоба на головную боль — одна из самых распространенных у детей.
Симптом возникает вследствие раздражения болевых рецепторов сосудов и оболочек мозга, мышц, слизистых оболочек, а также нервов лица или шеи.

Головная боль у ребенка возникает по самым разным поводам, а вызвавших ее причин одновременно может несколько.

Частые причины головной боли у ребенка:

Сосудистая головная боль.

Вегето-сосудистая дистония.

Воспаление сосудов мозга.

Врожденные пороки развития сосудов мозга.

Повышение или снижение внутричерепного давления.

Токсическое поражение головного мозга.

Интоксикация при острых (ОРВИ, грипп, корь, ангина и т. д.) и хронических (хронические заболевания почек, печени и др.) болезнях.

Отравление лекарствами, химическими веществами, алкоголем, угарным газом и др.

Черепно-мозговые травмы (сотрясение или ушиб, головного мозга, перелом костей черепа и др.).

Мигрень, эпилепсия.

Воспаление мозговых оболочек (менингит, арахноидит).

Заболевания ЛОР-органов (насморк, синусит, отит и др.) и глаз.

Боли, связанные с напряжением (головные боли напряжения, напряжение глазных мышц при близорукости) и воспалением мышц (миозит).

Невриты (воспаления нервов) лицевого и тройничного нервов.

Различные процессы в головном мозге, давящие на мозг объемом (опухоли, кисты, абсцессы) или увеличивающие объем мозга (энцефалит).

Некоторые пороки сердца и заболевания крови.

Деформации костей черепа и шейного отдела позвоночника (экзостозы — костные выросты, остеохондроз шейного отдела позвоночника и др.).

Неврозы и другие причины.

Клинические проявления головной боли

Головная боль может быть давящей, ноющей, пульсирующей, распирающей или сжимающей, возникать по утрам, во второй половине дня или после сна. Локализуется в различных отделах, бывает односторонней (болит левая или правая половина головы). Она может зависеть от положения тела или головы, сопровождаться тошнотой, рвотой, головокружением и другими неприятными симптомами. Головная боль нередко провоцируется различными внешними факторами: эмоциональным напряжением, физической нагрузкой, переменой погоды, вдыханием резких запахов или прослушиванием громкой музыки. Внимательные родители обычно замечают особенности возникновения и течения головной боли у ребенка, что очень помогает врачу в постановке правильного диагноза.

Сосудистая головная боль при синдроме вегетативной дисфункции

К головной боли приводят различные изменения сосудов мозга: спазмы, растяжение за счет усиленного притока крови к мозгу или плохого ее оттока. Сосудистые изменения у детей чаще всего связаны с нарушениями регуляции вегетативной нервной системы, отдела, отвечающего за работу внутренних органов (сердца, кишечника, желудка, легких, различных желез и т. д.) и в том числе за сосудистый тонус. Дети с вегетативной дисфункцией склонны к повышению или снижению: артериального давления. Иногда тонус сосудов у ребенка нестабилен, артериальное давление может то повышаться, то снижаться. Важно понимать, что при вегетативной дисфункции структура и анатомия сосудов не изменена, страдают лишь механизмы, регулирующие их тонус.

Причинами вегетативной дисфункции могут быть травмы и повреждения головного мозга (перинатальная энцефалопатия, сотрясение головного мозга, опухоли, токсические поражения и др.), различные заболевания (болезни почек, сердца, печени, сахарный диабет, психические расстройства и др.). Большую роль играет наследственный фактор. Предрасполагают к развитию вегетативной дисфункции особенности телосложения и психологической организации личности (высокая тревожность, страхи, склонность к ипохондрии, депрессии), стрессы, нарушения режима дня, переутомление, сниженная физическая активность, неблагоприятная эмоционально-психологическая обстановка в семье или школе.

Дети с гипотонией, снижением артериального давления, обычно страдают пульсирующими или тупыми, давящими головными болями, а дети с гипертензией, повышением артериального давления, — распирающими или давящими, сопровождающимися тошнотой и головокружением. Для детей с нарушением венозного оттока из полости черепа характерны утренние головные боли и метеочувствительность (реакции на перемены погоды).

Помимо головных болей и изменения артериального давления вегетативную дисфункцию сопровождают нарушения в работе самых разных органов и систем (дыхательные, желудочно-кишечные расстройства, нарушение мочеиспускания и терморегуляции и др.). Типичные симптомы: чувство нехватки воздуха, зевота, внезапные глубокие вдохи, боли в области сердца, ощущение сердцебиения, тошнота, отсутствие аппетита, изжога, рвота, боли в животе, поносы или запоры, икота, частые мочеиспускания малыми порциями или, наоборот, редкие большими порциями, термоневроз. У детей нередко возникают слабость, вялость, расстройства сна, может снижаться школьная успеваемость, способность к обучению. Характерны различные эмоциональные расстройства: беспричинная тревога, страхи и внутренняя напряженность; истерические всплески и апатия, плаксивость, склонность к депрессии, ипохондрия. Нередко у таких детей все время что-то болит: то в левом боку заколет, то в правом, то сердце прихватит, то голова закружится. Однако при обследовании никакой серьезной органической патологии органов не обнаруживается.

Лечение вегетативной дистонии комплексное, оно включает в себя налаживание режима (здоровый сон, прогулки, умеренные физические нагрузки, полноценное питание и др.), создание благоприятной психологической обстановки в семье и школе, медикаментозное лечение, закаливание, массаж, физиотерапию (электрофорез, электросон, солярий, ванны, душ Шарко, циркулярный душ, парафиновые или озокеритовые аппликации на шейную область и др.), психотерапию, аутотренинг, лечение гипнозом и др. Медикаментозное лечение подбирают в соответствии с вариантом течения вегетативной дистонии, характером симптомов и индивидуальных особенностей ребенка. Назначаются успокаивающие средства (пустырник, валериана, персен и др.), препараты, нормализующие артериальное давление, витамины (нейромультивит, бенфогамма, алвитил, алфаВИТ), ноотропные препараты, улучшающие обменные процессы в головном мозге (ноотропил, пантогам, пирацетам, фенибут, энцефабол, аминалон и др.), средства, улучшающие кровообращение мозга (оксибрал, кавинтон, циннаризин, танакан и др.).

Широко используется фитотерапия. Ребенок с вегетативной дистонией наблюдается и лечится у педиатра, невролога, кардиолога.

Повышение или снижение внутричерепного давления

В толще головного мозга человека расположены тонкие щелевидные полости — желудочки мозга. Желудочки и пространство между черепной коробкой и мозгом сообщаются между собой системой отверстий и заполнены спинномозговой жидкостью (ликвором). Ликвор вырабатывается клетками мозга, свободно циркулирует по полостям и создает определенное постоянное давление в полости черепа. Это и есть внутричерепное давление. Различные патологические состояния (воспалительные процессы в мозге и его оболочках, травмы, опухоли, кисты, врожденные пороки развития мозга, сосудистые заболевания) изменяют давление ликвора на мозг.

Внутричерепная гипертензия — повышение внутричерепного давления. Объем жидкости увеличивается и оказывает давление на болевые рецепторы оболочек и сосудов мозга. При этом характерна распирающая боль, ощущающаяся в глубине головы. Симптом может меняться от положения тела (усиливаться или проходить при перемене позы, сгибании шеи), часто сопровождается рвотой. При значительном повышении внутричерепного давления возникают судороги. У грудных малышей открыты большой родничок и швы черепа. Внутричерепная гипертензия у них может сопровождаться увеличением, выбуханием и пульсацией большого родничка, расхождением швов черепа, быстрым увеличением объема головы. Грудные дети с повышенным внутричерепным давлением обычно беспокойны, плохо спят, сильно срыгивают. Умеренная внутричерепная гипертензия, даже если и начинается в раннем возрасте, не отражается на интеллектуальных способностях ребенка, умственная отсталость у них редка и обычно связана с какими-нибудь сопутствующими заболеваниями.

При повышении внутричерепного давления головную боль купируют мочегонными препаратами (диакарбом, триампуром, глицерином и др.). В случае прогрессирования болезни, приводящего к значительному расширению желудочков мозга, представляющего серьезную угрозу для психического и двигательного развития ребенка, выполняют хирургическую операцию. Полость черепа соединяют с сердцем или брюшной полостью трубочкой (шунтом), по которой удаляется лишняя жидкость.

Внутричерепная гипотензия — снижение внутричерепного давления — встречается сравнительно реже. За счет уменьшения жидкости в полостях мозга сосуды и оболочки мозга натягиваются, и их растяжение приводит к головной боли. Обычно боль проходит при простом сгибании шеи и в положении лежа.
Ребенок с изменениями внутричерепного давления наблюдается и лечится у невропатолога.

Головная боль при инфекционных заболеваниях

Инфекционные заболевания, в том числе большинство ОРВИ, начинаются именно с головной боли. Ее причиной является интоксикация — отравление организма токсическими веществами, образующимися в результате жизнедеятельности микробов и вирусов. Вместе с головной болью при интоксикации возникают слабость, сонливость, ухудшение самочувствия, снижение или отсутствие аппетита и другие симптомы.Головная боль при инфекции обычно сопряжена с повышением температуры, поэтому, если у ребенка внезапно заболела голова, измерьте ему температуру, возможно, он просто заболел.

Головная боль напряжения

Распространена у школьников. Причиной головной боли служит напряжение мышц головы и шеи во время сосредоточенной физической, интеллектуальной или эмоциональной работы. Обычно локализуется в лобной и затылочной областях, проходит после отдыха и расслабления мышц. При длительном неправильном положении головы по отношению к телу затрудняется кровообращение головного мозга, пережимаются нервные окончания. Поэтому возникновению головной боли часто способствует неверная посадка школьника за столом. При необходимости пристально вглядываться происходит напряжение глазных мышц у детей с плохим зрением, если они ходят без очков или очки им не подходят. Глаза могут уставать и у ребенка с нормальным зрением в результате многочасового пребывания перед монитором компьютера или экраном телевизора.

Головную боль напряжения можно расценивать как нездоровую привычку, которую можно устранить, обучив ребенка приемам расслабления мышц. Прежде всего необходимо ликвидировать вредные воздействия (добиться хорошей осанки, правильно подобрать очки, смотреть телевизор не более часа в день, отдыхать и др.). Целенаправленное лечение состоит из гимнастики и расслабляющих процедур (массажа, аутотренинга, иглорефлексотерапии, физиотерапии и др.).

Мигрень

Головная боль при мигрени появляется в результате расширения и пульсирующих колебаний кровеносных сосудов мозга. Склонность сосудов к внезапному изменению тонуса передается по наследству. Клинически мигрень проявляется как приступы (пароксизмы) сильнейших головных болей, обычно односторонних (болит правая или левая половина головы). Между приступами ребенок чувствует себя хорошо, его состояние удовлетворительное.

Внимательные родители и взрослые дети умеют различать предстоящий приступ мигрени: у ребенка снижается настроение, внимание, работоспособность, появляются сонливость; жажда, снижается аппетит. Непосредственно перед приступом типично появление ауры. Это быстро проходящие зрительные, чувствительные или обонятельные ощущения (искры, мелькания, «шашечки», зигзаги перед глазами, выпадение поля зрения, чувство онемения в кончиках пальцев и лице, различные запахи и другие). За аурой следует приступ сильнейшей пульсирующей (как будто в голове стучит пульс) головной боли, которую не снимают никакие обезболивающие лекарства. Особенность детской мигрени в том, что приступы редко носят односторонний характер, как обычно встречается у взрослых. Как правило, у детей боль двусторонняя. На пике приступа может быть рвота, после нее наступает облегчение и ребенок засыпает. Продолжительность приступа от 15 минут до 2 часов, частота возникновения индивидуальна. Лечением мигрени занимается невропатолог.

Головная боль при менингите

Головная боль может быть вызвана воспалением мозговых оболочек инфекционными агентами: менингококком и другими бактериями, вирусами (паротита, клещевого энцефалита, полиомиелита и др.), грибами (кандида). При менингите возникает сильнейшая головная боль, усиливающаяся при перемене положения тела и при любом внешнем раздражении (ярком свете, громких звуках, прикосновении).

Сопровождается рвотой, светобоязнью, повышенной чувствительностью кожи. Характерно определенное положение больного в постели, так называемая «поза легавой собаки»: ребенок лежит на боку с запрокинутой головой и вытянутым туловищем, живот втянут, руки прижаты к груди, ноги согнуты и прижаты к животу.

Попытка согнуть голову больного и прижать ее к груди невозможна из-за резкого напряжения мышц. Менингит также сопровождается специфическими неврологическими симптомами, которые находит врач при осмотре.

Лечение менингита проводится в стационаре в связи с тяжелым состоянием ребенка, серьезно угрожающем его жизни и здоровью.

Воспаление тройничного нерва

Тройничный нерв отвечает за чувствительность лица. Причиной его воспаления (неврита) могут быть переохлаждение, травма и инфекция (часто — вирус герпеса). Клинически проявляется приступами жестоких болей в области щеки, челюстей, головы, может имитировать зубную боль. Иногда сопровождается слёзо- и слюнотечением. При возникновении подобных симптомов у ребенка необходимо обратиться к невропатологу.

Лечение головной боли у ребенка

Лечение головной боли зависит от вызвавшей ее причины. При сильных головных болях применяют обезболивающие препараты: Парацетамол, Эфералган, Нурофен, Ибуфен и др. Из дополнительных «домашних» средств можно порекомендовать следующие рецепты.

Успокаивающим действием обладают трава мяты, душицы и мелиссы. Их можно заваривать отдельно или добавлять в чай.

Хорошо тонизирует и снимает головную боль при усталости черный и зеленый чай.

При головной боли во время простуды хорошо помогает ментоловое масло. Нужно смазать им лоб, виски, кожу за ушами и затылок.

Ковид и мозг: как вирус влияет на человеческий разум

Переболевшие Covid-19 нередко отмечают ухудшение памяти, рассеянность, депрессию и даже панические атаки. Каким образом вирус влияет на функции мозга, рассказывают эксперты.


В случае средней тяжести болезни последствия сравнимы с инсультом

Фото: © Рамиль Гали / ИА «Татар-информ»

Вирус снижает IQ на 7 пунктов

Тревожные итоги исследования более 10 тысяч переболевших коронавирусом были опубликованы в авторитетном медицинском журнале The Lancet. Ученые обнаружили, что даже при легком течении болезни коронавирус негативно влияет на способность человека логически рассуждать, планировать и концентрировать внимание. В случае средней тяжести болезни последствия сравнимы с инсультом. У тех, кто был подключен к аппаратам искусственной вентиляции легких, снижение результатов мозговой деятельности оказалось эквивалентно семи пунктам IQ.


Ученые обнаружили, что даже при легком течении болезни коронавирус негативно влияет на способность человека логически рассуждать, планировать и концентрировать внимание

Фото: © Владимир Васильев / ИА «Татар-информ»

«Пациенты жалуются на тревожность, плаксивость, раздражительность»

«Коронавирусная инфекция оставляет после себя множественные осложнения практически на все органы и системы, включая нервную», – подтверждает результаты исследования терапевт, главный врач клиники «Медэксперт» Ленар Бикбаев. Основной пласт жалоб в части нервной системы, с которыми к нему приходили пациенты, переболевшие коронавирусом, сводится к следующему:

  • сильное ухудшение памяти
  • ухудшение концентрации
  • рассеянность
  • плохой сон
  • головокружение
  • головные боли

«Нередко пациенты жалуются на повышенную тревожность, плаксивость, раздражительность, становятся вспыльчивыми, начинают вести себя несвойственно. Имел место случай, когда человек, который до этого всем был известен, как одна персона, перенеся коронавирус, становился совсем другим. То есть это сказалось на его личности, поведенческих мотивах», – рассказывает врач.


Ленар Бикбаев: «Коронавирусная инфекция оставляет после себя множественные осложнения на практически все органы и системы, включая нервную»

Фото: © Лина Саримова / ИА «Татар-информ»

Слова Ленара Бикбаева подтверждает известный российский психиатр Илья Слободчиков, который лично ощутил на себе влияние коронавируса: болезнь довела его до сложных панических атак.

«Опираясь на личный опыт и работу с пациентами, могу подтвердить, что вся эта история не очень хорошо влияет на нервную систему: высокая утомляемость, приступы слабости, ослабевшая память, депрессивные состояния, – комментирует психиатр. – При этом не могу сказать, что вирус способен разрушить базовые структуры личности. Подобное происходит, когда человек оказывается на пороге жизни и смерти: выйдя "оттуда", он может сильно поменяться».

«Любой инфекционный агент имеет токсическое действие на нервную систему»

Как поясняет Ленар Бикбаев, сильное влияние на когнитивные функции мозга в первую очередь может объясняться гипоксией (кислородным голоданием): «Если ковид перенесен в средней или тяжелой формах, то это, как правило, пневмония. В свою очередь, пневмония – это дыхательная недостаточность и состояние кислородного голодания абсолютно всех органов».


Сильное влияние на когнитивные функции мозга в первую очередь может объясняться гипоксией (кислородным голоданием)

«Вместе с тем доказано, что любой инфекционный агент, будь то бактерия или вирус, имеет токсическое действие на ЦНС и периферическую нервную систему. Также нарушения в функционировании органов могут стать следствием антиковидной терапии: когда болезнь протекает в средней и тяжелой формах, во время лечения применяются такие токсичные препараты, как цитостатики, несколько групп антибиотиков, сильная противовирусная терапия. К сожалению, эти препараты обладают побочными эффектами», – объясняет терапевт.

Ноотропы и нейропротекторы идут на помощь

В целом курс реабилитации направлен на выявление изменений после перенесенной болезни – путем лабораторных исследований, а затем на их успешное нивелирование. Реабилитация же по неврологической части включает в себя несколько направлений.


Частные клиники начали вводить программы реабилитации для переболевших коронавирусом

«Первое – фармакологическое. Это применение ноотропов, нейропротекторов, антиоксидантов, сосудистых препаратов, улучшающих питание головного мозга, доставку кислорода, улучшение межнейронной передачи импульсов. Второе – обучающие методики: разгаданный кроссворд, сканворд, головоломка, судоку. Это помогает восстановлению нейронных связей, – рассказывает терапевт. – Иногда требуется помощь психиатра или психолога, и пациент направляется к нему».

Можно взяться за восстановление когнитивных функций самому. Для этого подойдет дыхательная гимнастика (цигун или по Стрельниковой), тренировка головного мозга (решение головоломок), а также ЛФК. В целом врач рекомендует пройти после болезни элементарный чек-ап, а потом, если есть возможность, отдохнуть хотя бы в санатории.

Человечество выйдет из пандемии массово оглупевшим?

Учитывая масштабы распространения коронавируса и количество переболевших, не получится ли так, что человечество выйдет из этой пандемии массово оглупевшим? Мы спросили об этом практикующих специалистов.


Можно взяться за восстановление когнитивных функций самому. Для этого подойдет дыхательная гимнастика, тренировка головного мозга, а также ЛФК

«Может быть, это покажется немного резковатым, но это факт: человечество и так не сильно умно. Сильно глупеть ему, прямо скажем, некуда. Мы, к сожалению, выйдем из этой истории с одним очень неприятным последствием: общий уровень тревожности вырастет еще на несколько пунктов», – считает психиатр Илья Слободчиков.

«Думаю, такого эффекта не будет. Во-первых, не на всех болезнь сказывается таким образом, во-вторых, она отражается на тех, у кого функционал нервной системы и без того был «не очень». В целом надеюсь, что мы не оглупеем всем миром и останутся еще светлые умы, которые возьмут на себя ношу движения к прогрессу», – резюмирует Ленар Бикбаев.

Самые полезные продукты питания для головного мозга человека


Головной мозг — один из самых сложно устроенных органов человеческого тела. Без него невозможна ни умственная работа, ни нормальная физиология. Для его функционирования требуются разнообразные аминокислоты, полиненасыщенные жиры Омега 3 и Омега 6, витамины (особенно витамины Е и С), вода и многие другие вещества и соединения.

Наиболее полезные продукты для головного мозга

Морская рыба и морепродукты – обязательный компонент диеты, направленный на улучшение работы мозга и всей нервной системы. Фосфор, йод, минералы, жирные кислоты Омега-3 помогают мозгу сохранить работоспособность и молодость. Они влияют на снижение уровня "вредного" холестерина, очищение стенок сосудов от жировых бляшек, активное насыщение клеток мозга кислородом и питательными веществами.

Яйца. В желтке яйца есть холин, питающий клетки и нейроны мозга, без которого они не смогут формироваться и существовать. При регулярном употреблении яиц достаточно съедать 1-2 яйца в день.

Молоко. Молоко необходимо мозгу, поскольку оно содержит триптофан — вещество, являющееся источником для синтеза серотонина — гормона радости. Кроме того, антиоксидант глутатион, который недавно обнаружен исследователями в молоке, улучшает работу нейронов и позволяет сохранить рассудок до самых преклонных лет.

Злаки. Овес, пшеница, ячмень, необдирный рис и отруби из них содержат много фолиевой кислоты и тиамина, то есть витамина В6. Таким образом, каши и цельнозерновой хлеб полезны не только как средство улучшения обмена веществ, но и как прекрасный стимулятор кровообращения и улучшения мозговой деятельности.

Орехи. Семечки и орехи используют и как самостоятельный перекус, так и в качестве дополнительного ингредиента в блюдах. В них содержится все то, что так необходимо клеткам мозга: витамины групп Е и В; фолиевая кислота; жирные кислоты Омега-3 и Омега-6 и пр., минералы, в том числе магний и калий. Такие орехи, как миндаль, грецкие, кешью, арахис, фундук, пекан, а также все виды семечек питают мозг, дают много энергии, улучшают память, поднимают настроение и даже ослабляют признаки депрессии.

Зеленые и листовые овощи, зелень. В зелени содержится такое количество важных для умственной деятельности витаминов, что даже разовая ударная доза в силах помочь: запомнить или вспомнить большое количество ценной информации; поднять продуктивность мыслительной деятельности; снять переутомление. Такими результатами зелень обязана большому количеству витаминов группы В и фолиевой кислоты.

Ягоды. Витамины, сахара, клетчатка, антиоксиданты, флавоноиды из ягод помогают при больших умственных нагрузках, для улучшения координации и памяти, для сохранения молодости и повышения работоспособности клеток.

Сухофрукты. Богатый витаминно-минеральный состав делает сухофрукты продуктом первой необходимости для тех, кто хочет, чтобы голова работала быстро и хорошо. Курага, изюм, чернослив, инжир, финики и другие сушеные фрукты и ягоды снижают уровень "плохого" холестерина в крови, чистят сосуды головного мозга от холестериновых бляшек, улучшают память и концентрацию внимания, помогают сохранить хорошую координацию.

Мед. Мед – признанный лекарь сердечно-сосудистой и нервной системы. При постоянной умственной работе он обязательно нужен в рационе как средство, очищающее кровь и сосуды от "вредного" холестерина и улучшающее мозговое кровообращение.

Чай. И черный, и зеленый чаи содержат катехины. Эти уникальные вещества помогают улучшить мозговую активность, хорошо запоминать информацию, расслабляться, быстрее восстанавливать силы. Чай лучше употреблять утром и днем.

Куркума. Куркума для мозга полезна тем, что способна снимать воспалительные явления в тканях мозга, восстанавливать нейроны, разрушать бензоат натрия, который мешает связям между клетками мозга, действовать как антиоксидант, защищающий клетки от старения, дарить позитивный настрой за счет выработки гормонов дофамина и серотонина.

Имбирь. Пряность с острым вкусом и свежим ароматом очень полезна для сердца, сосудов и клеток мозга. Имбирь используют как средство, разжижающее кровь, улучшающее мозговое кровообращение, при регулярном употреблении заметно улучшающее память, предотвращающее развитие болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Лимон. Ценность лимона для мозга связана прежде всего с высоким содержанием в нем витамина С, калия, магния и других минералов. Лимон способствует очищению сосудов от холестериновых наростов, профилактике переутомления и снятию стресса.

Обычная вода. Мозг не может нормально работать без достаточного количества жидкости в организме. Нередко чувство хронический усталости, сонливость являются признаками нехватки влаги в организме. Лучшим способом пополнить запасы жидкости и тем самым обезопасить мозг от обезвоживания является употребление обычной питьевой воды: она лучше всего усваивается, не неся в себе дополнительных калорий, как, например, фруктовый сок.

Вирус улучшающий работу мозга




Важнейшую роль в регуляции циклов сна и бодрствования играет ретикулярная формация (иначе называется Ретикулярная Активирующая Система – РАС). Это сетчатое образование, располагающееся на всём протяжении ствола головного мозга. Ретикулярная формация собирает информацию от органов чувств о смене дня и ночи и посылает её в гипоталамус – отдел головного мозга, ответственный за формирование 24-часовых циклов сна и бодрствования. В связи с этим, сдвиги во времени при резкой смене часовых поясов или работа с ночными сменами нарушает физиологические ритмы организма. Если такие сдвиги происходят часто или на регулярной основе, то это может серьёзно разрушить структуру сна. Также ретикулярная формация синхронизирует активность коры головного мозга с циклами сна и бодрствования, что позволяет человеку засыпать и просыпаться. Еще через ретикулярную формацию проходят импульсы от сетчатки глаза к шишковидной железе, которая в темноте начинает вырабатывать гормон сна – мелатонин. Вот почему важно затемнять помещение, отключать свет и телевизор, когда ложитесь спать. Для наступления бодрствования необходимо запустить активность коры головного мозга, «включить» её. За это также отвечает ретикулярная формация. Нарушения сна являются следствием расстройства работы ретикулярной формации, поэтому зачастую сопровождаются не только проблемами с засыпанием, но и с пробуждением и дальнейшим бодрствованием.

Физиологичное чередование сна и бодрствования важно для нормального протекания процессов памяти, осуществления когнитивных функций, эффективного метаболизма головного мозга, синтеза и восполнения нейромедиаторов – веществ, отвечающих за различные процессы в нервной системе.

Заболевания головного мозга, сопровождающиеся нарушением регуляции циклов сна и бодрствования (инсульт, сосудистая недостаточность, последствия травм головы, энцефалит, болезнь Паркинсона и др.)

Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь, кофеин, психостимуляторы, наркотические вещества).

Для восстановления нормального сна, независимо от причины его нарушений, необходимо наладить режим и гигиену сна.
Рекомендации, приведённые ниже, следует соблюдать и в том случае, когда сон нормальный, для профилактики бессонницы.





  • Алкоголь может нарушить сон даже при употреблении его в небольших дозах. Откажитесь от алкоголя, если испытываете проблемы со сном.
  • Большое значение имеют привычки и ритуалы. К положительным, способствующим нормализации сна, относятся прогулки на свежем воздухе, спокойные занятия, расслабляющая ванна или душ, медитация. К вредным – еда, чтение, просмотр телевизора, компьютер, телефон в постели; любая активная деятельность перед сном.
  • Если ваша работа связана с ночными сменами, постарайтесь перейти на обычный дневной график или задумайтесь о смене работы.
  • Старайтесь не менять слишком часто часовые пояса, если это невозможно, например, по условиям работы, задумайтесь о смене работы.

Нарушения сна могут развиться как в остром периоде инсульта, так и на более поздних этапах. В острую фазу, если пациент находится в ясном сознании, он испытывает стресс. Больничная обстановка, храп соседей по палате, пробуждения для приёма лекарств также оказывают негативное влияние на качество сна. В дальнейшем на первый план выходит депрессия и тревожность, мышечные спазмы, боли, ограничение подвижности в постели из-за параличей. Всё это очень часто приводит к бессоннице. В некоторых случаях после перенесения инсульта появляются или усугубляются нарушения мочеиспускания: учащение мочеиспускания по ночам или недержание мочи, что также нарушает сон.

Отсутствие полноценного ночного сна приводит к дневной сонливости и препятствует активной реабилитации. Поэтому коррекцию нарушений сна следует рассматривать как важный фактор, влияющий на восстановление после инсульта.

Применение снотворных препаратов нежелательно, т.к. после инсульта человек обычно принимает много других лекарств. Кроме того, некоторые снотворные угнетают головной мозг, усиливают нарушения координации, дневную сонливость. При длительном приёме снотворные могут вызвать привыкание и усугубить нарушения сна. Поэтому важно применять немедикаментозные методы лечения, такие как транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС), психотерапевтическая коррекция, физиотерапия.

У людей, перенесших ЧМТ, нарушение сна является второй по частоте жалобой после головной боли. Обычно нарушения сна сохраняются от 6 до 18 месяцев после травмы. Чем серьёзнее травма, тем существеннее её влияние на головной мозг, в том числе, на процессы сна и бодрствования. Однако даже после лёгких травм может развиться тяжёлая бессонница.

Нарушения сна после ЧМТ связывают с расстройством регуляторных механизмов головного мозга. Имеет значение тревога и депрессия, которая часто развивается после травмы. Поэтому лечение таких пациентов всегда комплексное.

В нашей Клинике мы применяем ТЛНС, релаксацию, психотерапевтическую коррекцию, специальные методики лечебной физкультуры.

Нервная система ребёнка несовершенна, регуляция циклов сна и бодрствования происходит не сразу после рождения, а формируется некоторое время. Поэтому дети первого года жизни могут просыпаться по ночам, бодрствовать ночью, а днём спят. Со временем они перестраиваются на ночной сон, и проблема проходит сама собой. В некоторых случаях нарушения сна у детей возникают при отклонении от стереотипных и привычных действий при засыпании. Например, некоторые дети не могут уснуть без соски, кого-то нужно укачивать, дети постарше могут требовать чтения любимых книжек и т.д. Такие ритуалы и помогают, и вредят одновременно. Если родители замечают, что ребёнок затягивает время отхода ко сну, или что его требования постоянно увеличиваются, сочетаются с нервозностью, носят характер манипуляций, следует пересмотреть эти ритуалы или обратиться за советом к психологу. Важно следить за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим, это обязательное условие для профилактики нарушений сна.

Качественный отдых даёт возможность набраться сил и восстановить израсходованные в течение дня ресурсы. Дети, у которых нарушен сон, могут иметь проблемы с обучаемостью. Вследствие недостаточного отдыха может появиться раздражительность, невроз, проблемы с коммуникацией, замкнутость, депрессия.

Очень важна гигиена сна. Даже если ребёнок крепко спит, нельзя шуметь или включать свет. Родителям следует оберегать детей от просмотра фильмов и телепередач, которые могут стать причиной ночных кошмаров. Ни в коем случае нельзя пугать малыша («если не будешь спать, тебя заберёт…»), так как последствия могут быть очень серьёзными: страх перед засыпанием, невроз, заикание и проч.

На некоторые виды нарушений сна необходимо обращать особое внимание.

Сомнамбулизм (лунатизм, снохождение) представляет собой различной сложности нарушения, возникающие во время сна (глубокий медленный сон). Координация движений сохранена полностью и является иногда более совершенной, чем в период бодрствования. Правильно функционируют и сенсорные системы, в т.ч. органы чувств. Характерна полная амнезия на весь эпизод снохождения. Лунатизм опасен, так как в этом состоянии ребёнок не отдаёт отчета своим действиям, может получить травму или выйти из дома и не помнить об этом после пробуждения. Сомнамбулизм может встречаться и у взрослых, но чаще всего им страдают дети. Наблюдается либо у эмоционально чувствительных личностей, либо при эпилепсии, иногда задолго до других проявлений заболевания. При лечении снохождения необходимо в первую очередь воздействовать на основное заболевание: невроз или эпилепсию.

Ночные страхи проявляются внезапным пробуждением как при сильном испуге, ребёнок обычно громко и пронзительно кричит, у него напрягается тело, попытки родителей успокоить его не приносят эффекта: он как будто не узнаёт их и даже сопротивляется. Через несколько минут ребёнок успокаивается и засыпает, а на утро, как и при сомнамбулизме, ничего не помнит о случившемся. Это отличает ночные страхи от кошмарных сновидений, при которых ребёнок всё помнит, ищет утешения у родителей и успокаивается в их присутствии. Ночные страхи могут иметь те же причины, что и сомнамбулизм.

Миоклонии: кратковременные асинхронные непроизвольные сокращения отдельных мышц или мышечных групп. Выглядят как вздрагивания при засыпании, приводящие к пробуждению. Могут наблюдаться как у здоровых детей, так и при эпилепсии. Если ребёнок часто вздрагивает при засыпании, следует обратиться к врачу с целью исключения диагноза эпилепсии.

Бруксизм – скрежетание или постукивание зубами во сне. Причина: неврозы, нарушения прикуса, наследственная предрасположенность. Может привести к разрушению зубной эмали. Требуется наблюдение невролога и стоматолога.

Для лечения нарушений сна у детей мы применяем ТЛНС, ЛФК, релаксационные сессии, психотерапию, при необходимости – медикаментозное лечение.

Препараты для улучшения работы мозга

Работоспособность мозга зависит от его кровоснабжения. Из крови орган получает столь необходимый кислород. Если его не хватает, человек страдает от нарушений когнитивных функций. В условиях экстремальных нагрузок, требующих повышенной умственной активности, естественных ресурсов не хватает, и мозг требует подпитки. При наличии проблем с кровообращением эта потребность многократно возрастает.

В такой ситуации помогают препараты для повышения мозговой активности. Мы разберемся, как они действуют, кому их следует принимать и как их правильно выбрать.

Ноотропы: что это такое?

Ноотропы – это группа средств для улучшения высших функций головного мозга. Она объединяет в себе:

  • лекарства для нормализации мозгового кровоснабжения(Глиатилин и др.);
  • стимуляторы мозга, активизирующие умственную деятельность
  • (например, Ноотроп);
  • средства для компенсации неврологического дефицита;
  • витамины, усиливающие сопротивляемость центральной нервной системы к неблагоприятным факторам.

Им ошибочно приписывают несуществующее действие – развитие интеллектуальных способностей у детей и взрослых. Это заблуждение. От приема таблетки никто умнее не становится. Но если высшие психические функции начинают угасать, их можно вернуть на прежний уровень. Для этого нужно устранить причину – переутомление, гипоксию или иные мозговые нарушения. В этом и заключается назначение ноотропных препаратов.

Принцип действия препаратов для улучшения памяти

Для повышения активности ЦНС имеют значение и такие терапевтические эффекты этих препаратов:

  • ускорение утилизации глюкозы;
  • усиление белкового синтеза;
  • улучшение обмена нуклеиновых кислот;
  • воздействие на моноаминергическую систему (активизация выработки адреналина, дофамина и серотонина);
  • стимулирование холинергической системы во избежание когнитивных нарушений (в частности снижения декларативной памяти).

Цель приёма ноотропов – в улучшении мозгового кровообращения и нормализации метаболических процессов в нервных клетках. Параллельно повышается скорость образования нейронных связей и наращивается их число. Это и приводит к активизации мозговой деятельности. То есть на фоне лечения нарушений ноотропы действуют как стимуляторы работы самого органа.

Что дает человеку повышение активности головного мозга

Ноотропы называют стимуляторами познавания. Прием таких лекарств или витаминов усиливает способности к обучению за счет комплексной активизации работы ЦНС:

  • улучшения памяти;
  • повышения концентрации внимания;
  • усиления восприятия;
  • обеспечения ясности сознания;
  • предотвращения психического истощения;
  • снижения возбудимости;
  • преодоления астении (нервно-психической слабости).

В зависимости от действующего вещества, могут наблюдаться дополнительные эффекты. Одни обладают седативным действием, другие помогают выйти из депрессии. Есть лекарства, помогающие отрегулировать режим сна и бодрствования.

Стимуляторы активности головного мозга нередко объединяют в одну группу с нейропротекторами. Они защищают орган от тяжелых последствий нарушений кровообращения, препятствуют разрушению клеток, помогают притормозить деменцию.

Показания к приему

Ноотропные средства назначаются при диагностировании нарушений мозговой деятельности. Они могут быть связаны с травмами головы, проблемами с кровообращением, интоксикацией. Чаще всего ноотропы выписывают при:

  • кислородном голодании тканей мозга;
  • когнитивных расстройствах (ухудшении памяти, снижении способности к концентрации внимания);
  • вегетососудистой дистонии;
  • энцефалопатии;
  • интоксикации ЦНС (включая алкогольную);
  • нейроинфекциях;
  • депрессии;
  • астении;
  • неврозах.

В этих случаях речь идет о лекарственных препаратах. Для повышения умственной работоспособности можно обойтись хорошим витаминным комплексом.

Детям и подросткам ноотропы помогают при синдроме дефицита внимания и задержке интеллектуального развития. Для пожилых людей они являются оружием против деменции (включая вызванную болезнью Альцгеймера).

Противопоказания к приему

Ноотропы считаются одними из самых безопасных лекарств. Абсолютных противопоказаний к их приему нет. Хотя врачи не рекомендуют употреблять их, если не диагностировано какое-либо нарушение мозговой активности. Не выписывают их беременным и младенцам.

Отдельные препараты имеют побочные эффекты. Их нежелательное появление и может стать относительным противопоказанием к приему. Сюда относят:

  • повышение артериального давления;
  • головокружения;
  • расстройство сна (чаще – бессонница, реже – сонливость в течение дня);
  • двигательное беспокойство;
  • тошнота;
  • кожный зуд;
  • раздражение слизистых оболочек.

Так, если у человека наблюдается психомоторное возбуждение, лекарство для мозговой активности может лишь усугубить ситуацию. Сонливость проявляется не у всех. Перед тем как садиться за руль, стоит понаблюдать за своим состоянием после приема медикаментов.

Группы средств для улучшения работы мозга

Пирацетам был первым в мире ноотропом. Его разработали еще в 1963 году как замену психостимуляторам, выигрывающую за счет отсутствия побочных эффектов. Это вещество стало родоначальником группы рацетамов, улучшающих память.

В категории ноотропов также можно найти:

  • корректоры нарушений мозгового кровообращения;
  • производные диметиламиноэтанола, помогающие усваивать кислород и улучшающие мыслительные навыки;
  • производные пиридоксина (витамина B6), нормализующие метаболизм в нейронах и стабилизирующие работу ЦНС;
  • нейропептиды, способствующие формированию долговременной памяти.

Нейропротекторы (Бетагистин и др.) иногда отождествляют с ноотропами, но между ними есть различие. Нейропротекторы – это препараты смешанного действия. Они имеют более широкий спектр эффектов.

Рейтинг лучших препаратов для улучшения работы мозга

Несмотря на большой выбор препаратов ноотропного действия в аптеках, среди них есть прочно утвердившиеся лидеры. В первую очередь это упомянутый Пирацетам. Его выпускают в форме таблеток, капсул и инъекций.

Но есть еще много хороших средств аналогичного действия. Они отличаются действующими веществами и доминирующими эффектами. В первую пятерку вместе с Пирацетамом входят:

Одноименная аминокислота, помогающая справляться с проявлениями вегетососудистой дистонии и умственными перегрузками.

Цереброваскулярный корректор винпоцетин, восстанавливающий кровообращение и нивелирующий последствия гипоксии.

Психостимулятор, способствующий улучшению концентрации внимания, повышению работоспособности, легкий транквилизатор.

Нейропептид, активизирующий процессы обучения и помогающий адаптироваться к недостатку кислорода.

Витамины для улучшения работы мозга

Если серьезных нарушений в работе мозга не выявлено, злоупотреблять лекарствами не стоит. Решить задачу повышения концентрации внимания или способности к обучению можно с помощью витаминов:

  • бета-каротина, защищающего нейроны от преждевременного старения;
  • B1, нейропротектора, поддерживающего хорошую память и ясность сознания;
  • B6, поддерживающего концентрацию и предотвращающего депрессию;
  • B9, прием которого является профилактикой инсульта;
  • B12, недостаток которого повышает риск болезни Альцгеймера;
  • C, замедляющего дегенеративные процессы;
  • K, ускоряющего обработку поступающих в мозг сигналов.

Чудесной таблетки, которая разом решит все проблемы когнитивной сферы, не существует. Но правильно выявленная причина нарушений позволяет подобрать подходящее средство для их коррекции.

Пожалуйста, не занимайтесь самолечением!
При симпотмах заболевания - обратитесь к врачу.

Читайте также: